БМ-21 "Град"

    БМ-21 "Град" - 122-мм реактивная система залпового огня "Град" (Индекс ГРАУ - 9К51) на базе боевой машины БМ-21 (Индекс ГРАУ - 2Б5). Проектирование элементов системы залпового огня было начато на основании приказа Государственного комитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 года. 30 мая 1960 года вышло постановление Совмина № 578-236 о начале полномасштабных работ по «полевой дивизионной реактивной системе "Град"». Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147 под руководством главного конструктора А. И. Ганичева; по пусковой установке - СКБ-203; по твёрдотопливным зарядам - НИИ-6; по снаряжёнию боевых частей - ГСКБ-47. Первоначально в качестве боевой машины новой реактивной системы залпового огня рассматривались варианты на базе СУ-100П с 30 направляющими и ЯАЗ-214 с 60 направляющими. В конечном варианте в качестве шасси для боевой машины был выбран только что разработанный на Уральском автомобильном заводе в городе Миассе новый трёхосный полноприводный грузовой автомобиль Урал-375. В том же, 1960 году, в СКБ-203 с Уральского автозавода был доставлен один из первых опытных образцов шасси автомобиля Урал-375, ещё с брезентовым верхом кабины, а в январе 1961 года на его базе был изготовлен первый макетный образец реактивной системы. На шасси установили выключатели подрессоривания задней тележки на втором и третьем мостах, а артиллерийская часть имела четырёхточечное крепление. В конце 1961 г. две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания. С 1 марта по 1 мая 1962 г. в Ленинградском военном округе проводились государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км пробега, после чего произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и испытания пришлось приостановить. После этого было подано новое шасси. Вскоре на новом шасси произошли прогибы заднего и среднего мостов и изгиб карданного вала от соударения об ось балансира. Результаты испытаний системы "Град" подвигли специалистов Уральского автозавода к улучшению конструкции шасси. На заводе были проведены работы по улучшению задних мостов и применению для лонжеронов рамы легированного проката. Результаты испытаний привели к разработке трёхточечной системы крепления артиллерийской установки на автомобильном шасси. Стрельбы показали, что для стабильности при стрельбе вполне достаточно выключателя рессор только на третьем ведущем мосту. Система "Град" была принята на вооружение постановлением Совмина от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов "Града" была начата в 1964 году. На ноябрьском военном параде 1964 года первые серийные БМ-21 прошли по Красной площади, но из-за производственных проблем на Пермском машиностроительном заводе они были некомплектны - отсутствовал электропривод артиллерийской части. В 1965 году система стала поступать в войска - к этому времени в Миассе развернули серийное производство машины Урал-375Д - шасси для БМ-21.

    Первоначально единственным снарядом для "Града" был осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ (9М22). 122-мм реактивная система залпового огня 9К51 "Град" (боевая машина БМ-21) при стрельбе осколочно-фугасными снарядами М-21ОФ предназначена:
- для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения;
- для уничтожения и подавления артиллерийских и миномётных батарей;
- для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.
Головная часть снаряда состоит из корпуса с запрессованными в него двумя втулками из рифлёного металлического листа и разрывного заряда с детонаторной шашкой. В случае снаряжения головной части другим взрывчатым веществом детонаторная шашка не ставится. Взрыватели МРВ-У и МРВ головные, ударного действия с дальним взведением после прекращения работы ракетной части у взрывателя МРВ-У и на расстоянии 150-450 м от боевой машины у взрывателя МРВ. Взрыватели имеют три установки:
- на мгновенное действие;
- на фугасное действие с малым замедлением;
- на фугасное действие с большим замедлением.
Длина снаряда 2870 мм, полный вес 66,4 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. В снаряде применён пороховой заряд в виде двух цилиндрических шашек - головной и хвостовой - общим весом 20,45 кг. Воспламенение порохового заряда снаряда производится двумя пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Сопловый бак состоит из центрального и шести периферийных сопел. На оживальной части корпуса имеется цилиндрическая проточка, на которую надевается тормозное кольцо. Малое тормозное кольцо применяется для улучшения кучности стрельбы на дальности от 12 до 15,9 км, большое - на дальности менее 12 км. В закрытом положении четыре лопасти стабилизатора удерживаются кольцом. На центрующем утолщении хвостовой трубы находится ведущий штифт, который служит для фиксации снаряда в трубе боевой машины. При движении снаряда он скользит по спиральному пазу трубы, заставляя снаряд вращаться вокруг продольной оси. Наружный диаметр кольца, удерживающего лопасти в закрытом положении, больше внутреннего диаметра трубы боевой машины, поэтому кольцо при движении снаряда вперёд остаётся за казённым срезом трубы. При вылете снаряда лопасти стабилизатора под действием пружин раскрываются и заходят в пазы, где жёстко фиксируются. Для поддержания вращательного движения снаряда на траектории лопасти стабилизатора поставлены под углом 1 град к оси снаряда. Раскрывающийся стабилизатор был новшеством в советских РСЗО. Максимальная дальность стрельбы М-21ОФ - 20,4 км, минимальная - 5 км. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130 м, а боковое 1/200 м. Скорость схода снаряда с направляющих - 50 м/сек. Максимальная скорость снаряда - 715 м/сек. Благодаря последовательному сходу снарядов установка не подвергается чрезмерному раскачиванию, что положительно сказывается на кучности стрельбы. Одна боевая установка залпом накрывает площадь примерно 400 Х 400 м, а "Град" всегда стреляет минимум батарейным залпом, т.е. 6-8 машин. Серийное производство реактивных снарядов 9М22 велось на заводе № 176 Приокского совнархоза.

    На базе снаряда 9М22 (с сохранением его двигателя и баллистики) в 1963 г. был создан специальный осколочно-химический снаряд 9М23 "Лейка". Этот снаряд имеет одинаковые весогабаритные характеристики со снарядом 9М22 и ту же баллистику. "Лейка" снаряжается 3,11 кг "химического вещества Р-35" или 2,83 кг "химического вещества Р-33". Кроме того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом "Р-35" или 1,39 кг при снаряжении веществом "Р-33". Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заранее заданной высоте от поверхности (1,6 - 30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. "Лейка" дает 760 полезных осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем - 18,8 км.
В 1971 году боекомплект реактивной системы залпового огня “Град” был пополнен неуправляемым реактивным снарядом МЗ-21 (индекс 9М22С) с зажигательной головной частью. Основными типами боеприпасов являются:
осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ (9М22У);
зажигательный снаряд МЗ-21 (9М22С);
осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф ;
комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех в КВ и УКВ диапазонах связи;
снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин;
снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин;
осколочно-фугасный снаряд 9М521;
осколочно-фугасный снаряд 9М522 с отделяемой ГЧ;
снаряд 9М217 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающимися боевыми элементами;
снаряд 9М218 с кассетной ГЧ, оснащенной кумулятивно-осколочными боевыми элементами;
Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, дымокурящими снарядами 9М43 (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров), агитационными снарядами 9М28Д , а также осветительными снарядами 9М42, освещающими на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд.

    Артиллерийская часть состоит из сорока труб (направляющих), люльки, основания, подъёмного, поворотного и уравновешивающего механизмов, погона, механизма стопорения, рамы в сборе, прицельных приспособлений, пневмооборудования, электропривода, вспомогательного электрооборудования и радиооборудования. Труба предназначена для направления полёта снаряда, придания ему вращательного движения, а также транспортирования снаряда. Сорок труб - четыре ряда по 10 труб в ряду - составляют пакет, который крепится к люльке лентами, шпонками и клиньями. Труба представляет собой цилиндрическую конструкцию с винтовым П-образным пазом. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Люлька служит для сборки на ней пакета труб и соединяется с основанием двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Уравновешивающий механизм расположен в люльке и состоит из двух пакетов пластинчатых торсионов работающих на кручение. Торсион состоит из шести прямоугольных пластин, скреплённых винтами. Для подвижного соединения поворотной части с рамой предназначен погон, являющийся опорным шарикоподшипником для всей поворотной части боевой машины. Подъёмный механизм наведения расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведением электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм наведения расположен с левой стороны основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона. При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Основной способ наведения - от электропривода. При ремонте или выхода из строя электропривода используется ручной привод. При работе элекроприводом ручной привод отключается срабатыванием электромагнитной муфты механизма подъёма (поворота). При возвращении маховиков пульта управления в нейтральное положение обесточивается катушка электомагнитной муфты и автоматически включается ручной привод. Наведение боевой машины ручным приводом осуществляется маховиком, переключение механизмов вертикального и горизонтального наведения - кнопкой. Маховик ручного привода - единый для привода горизонтального и вертикального наведения и состоит из диска и откидывающейся ручки. При повороте маховика вращение от звёздочки цепью передаётся к другой звёздочке, а от неё цепью передаётся вращение к звёздочке муфты подъёмного механизма. Муфта передаёт вращение валу-шестерне планетарного редуктора. Поворотный механизм устроен аналогично подъёмному. В походном положении артиллерийская часть боевой машины закрывается тентом. Тент в передней части имеет разрез с петлями, по низу его укреплены кольца, в которые продёрнута верёвка.

    Передняя рама представляет собой ящик, в отсеках которого размещается индивидуальный комплект ЗИП и одновременно является площадкой для обслуживания боевой машины. На передней раме размещены два сиденья со спинками, которые используются для перевозки двух человек на коротких маршах. При перевозки расчёта на сиденьях за кабиной личный состав должен быть пристёгнут специальными ремнями к спинкам сидений. Два одноместных сиденья размещены спинками друг к другу и к продольной оси машины, а между спинками сидений приварены футляры для укладки тормозных колец. Место командира машины в кабине водителя. При долгих переездах расчёт располагается в кабине боевой машины и в транспортно-заряжающей машине. На кронштейнах передней рамы устанавливается ящик ЗИП и дополнительный бензобак автошасси. С левой стороны передняя рама имеет площадку, а с правой стороны такой же площадкой служит ящик в котором находится выносная катушка дистанционного управления огнём с 60-метровым кабелем. Над ящиком на боковой стенке передней рамы имеется держатель для крепления лопаты. Механизмы стопорения служат для стопорения боевой машины по-походному и для выключения рессор при стрельбе и состоят из стопора качающейся части, стопора поворотной части и механизма выключения рессор. Стопор качающейся части расположен впереди основания и стопорит качающуюся часть по-походному на углах возвышения 11град или 0 град. Качающаяся часть стопорится крюком под действием пружины. В зоне кабины (+/-34 град по горизонтали) предусмотрен механизм, который ограничивает угол опускания качающейся части. Ниже 11 град качающуюся часть в зоне кабины опустить нельзя. При подходе к этой зоне, если качающаяся часть находится ниже 11 град, поворотная часть останавливается. При отсутствии воздуха в пневмокамере, стопоры под действием пружин заходят в гнёзда на внутреннем кольце погона и поворотная часть стопорится. Рама опирается на три точки: две передние на продольных балках, третья точка крепления шарнирная, в виде штыря.

    Для наведения пакета труб в цель применяются механический прицел, панорама и коллиматор К-1 с треногой. На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45 без дистанционного барабана. В качестве визирного и угломерного устройства в прицеле используется штатная орудийная панорами ПГ-1М. Установки углов прицеливания и углов места цели, а также качание прицела в поперечном направлении производится путём вращения маховиков. Оптическая часть панорамы ПГ-1М состоит из трёх линз и трёх призм. Панорама даёт прямое, неискажённое, увеличенное в четыре раза изображение наблюдаемого предмета.

    Пневмооборудование служит приводом для механизмов стопорения качающейся и поворотной частей и выключения рессор. На боевой машине установлены доработанные тормозные камеры от автомобиля ЗиЛ-157, являющиеся исполнительным органом пневматического привода для механизмов. При повороте рукоятки двухходового крана, расположенного в кабине водителя, в положение БОЕВОЕ сжатый воздух из пневмосистемы автошасси поступает в пневмокамеры механизмов выключения рессор и механизмов стопорения поворотной и качающейся частей. Механизмы выключения рессор застопориваются, а механизмы стопорения расстопоривают поворотную и качающуюся части. Для предупреждения движения боевой машины при выключенных рессорах и расстопоренных поворотной и качающейся частях рукоятка двухходового крана расположена так, что мешает водителю вращать рулевое колесо. Длинная рукоятка крана установлена на торпедо над панелью приборов и во включенном положении находится между спицами рулевого колеса. При выходе пневмосистемы из строя стопорение и отстопоривание механизмов выключения рессор производится вручную барашком.

    Питание электроприводов наведения пакета труб в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется напряжением 28,5 В постоянного тока от генератора Г-6,5С, приводимого во вращение двигателем автошасси. Величина управляющего напряжения тем больше, чем больше угол отклонения маховика пульта управления от нейтрального положения. Таким образом, изменяя угол поворота маховика пульта управления, можно задавать скорость вращения исполнительного двигателя. Для передачи вращения от двигателя автошасси на редуктор генератора служит коробка отбора мощности закреплённая на коробке передач. Крутящий момент передаётся карданным валом через повышающий редуктор. Генератор Г-6,5С - шунтовый генератор постоянного тока защищённого исполнения с самовозбуждением и собственной вентиляцией. Генератор работаеет с реле-регулятором Р-5М и фильтром Ф-5 по однопроводной схеме с присоединением "минуса" к "массе". Номинальная мощность генератора 6,5 кВт, номинальное напряжение 28,5 В. Электромашинный усилитель предназначен для усиления управляющего напряжения до мощности, необходимой для вращения якоря исполнительного двигателя. В основании боевой машины установлены два электромашинных усилителя: один для привода горизонтального наведения, другой - для привода вертикального наведения. Электромашинный усилитель представляет собой однокорпусной агрегат, состоящий из генератора и приводного двигателя постоянного тока. При подъёме качающейся части выше угла 50 град понижается скорость исполнительного двигателя. Работа привода наведения по горизонту не имеет понижения скорости поворотной части при подходе её к предельным углам наведения. При подходе качающейся части к углу 53о 30` и поворотной части к углу 67о 30` (справа по горизонту) или 99о 30` (слева по горизонту) загорается красная лампочка. Лампочка сигнализирует о нахождении на предельных углах. При нахождении поворотной части в зоне обхода кабины (+/-38 град) и при опускании качающейся части на угол 14 град в приводе горизонтального наведения срабатывает микровыключатель и исполнительный двигатель привода горизонтального наведения резко тормозится.

    Прибор освещения Луч-С71М предназначен для освещения прицельных приспособлений, рабочих мест командира боевой машины и трубочного при стрельбе в условиях плохой видимости и ночью. Прибор освещения имеет четыре аккумуляторные батереи. Аккумуляторная батарея состоит из двух последовательно соединённых аккумуляторов, вставленных в коробку с крышкой. На задней стенке коробки имеется пружинная скоба, которой она закрепляется на поясном ремне, на боковых стенках коробки имеются скобы для крепления плечевого ремня. Одна аккумуляторная батарея предназначена для освещения прицела и панорамы, вторая - для освещения светящейся вехи и сетки коллиматора. Две аккумуляторные батареи надевают на себя командир и установщик. Освещение командира состоит из провода с патроном, лампочкой, рефлектором и кронштейна на одном конце и фишкой для подключения к коробке с аккумуляторами на другом. Освещение трубочного состоит из провода с кожаной перчаткой, которая надевается на левую руку трубочного. На одном конце провода имеется патрон с лампочкой, а на другом - фишка для включения в штепсельную вилку аккумуляторной батареи. Патрон с лампочкой закреплён на стойке, вшитой в кожаную перчатку трубочного. Цепи стрельбы боевой машины состоят из прибора 9В370М и электромонтажного комплекта. Прибор 9В370М обеспечивает:
- ведение одиночного и залпового огня при управлении работой прибора с помощью токораспределителя, установленного в кабине боевой машины;
- ведение одиночного и залпового огня при управлении работой прибора с помощью выносной катушки, удалённой от боевой машины на расстояние до 60 м;
- ведение огня при подключении аварийного источника питания, в качестве которого могут быть использованы аккумуляторы напряжением 10,5-27 В.

    Боевая машина БМ-21 позволяет вести стрельбу из кабины без подготовки огневой позиции, что обеспечивает возможность быстрого открытия огня. Боевая машина представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части реактивной системы залпового огня "Град" (9К51) и боевой машины БМ-21 (2Б5) на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля Урал-375Д. Применительно к боевой машине шасси Урал-375Д переоборудовано. Глушитель и выхлопная труба перенесены вперёд, а на их место монтируется установка генератора. К фланцу выхлопной трубы при преодолении водных преград подсоединяется съёмная выпускная труба. На выхлопной трубе имеется газоотборник, который служит для подсоединения эжектора автомобильного комплекта для специальной обработки (ДК-4У). Для защиты глушителя (установленного поперёк машины под передним бампером с правой стороны) от повреждений устанавливается кронштейн, который представляет собой сварную решётчатую конструкцию. Дополнительный 60-литровый топливный бак перемещён в глубину передней рамы, между ящиками ЗИП. С левой стороны на задней стенке кабины крепятся огнетушитель и держатель лопаты. В комплектацию боевой машины БМ-21 входит радиостанция Р-108М (ранее устанавливалась радиостанция Р-106М), а антенна радиостанции крепится с правой стороны кабины перед ветровым стеклом. С правой стороны кабины также установлен разъём пульта дистанционного управления от выносной катушки. На обеих сторонах кабины расположены приборы световой сигнализации о готовности машины. Кронштейн установки запасного колеса расположен вертикально за кабиной. Подъём и опускание запасного колеса осуществляется гидравлическим подъёмником с ручным приводом (по принципу действия гидравлического домкрата). В задней части рамы устанавливается площадка для заряжания и обслуживании боевой машины. На фарах головного света применены светомаскировочные устройства. С 1976 года боевая машина БМ-21 производится на полноприводном трёхосном шасси Урал-4320.

    Транспортно-заряжающая машина 9Т254 представляет собой полноприводный трёхосный грузовой автомобиль ЗиЛ-131, на платформе которого устанавливается комплект из двух стеллажей 9Ф37. Транспортная машина предназначена для транспортировки снарядов М-21ОФ, подаче их к боевой машине и при необходимости для хранения снарядов в стеллажах, установленных на машине. Стеллаж, не загруженный снарядами, снимается и устанавливается вручную силами четырёх человек. На каждый стеллаж укладывается по 20 снарядов штабелем в виде трапеции. Схема укладки и конструкция стеллажа обеспечивают возможность укладки и крепления на стеллаже от 1 до 20 снарядов. Стеллаж - сварная алюминиевая конструкция. Заряжание каждой трубы боевой машины с транспортной производится расчётом не менее чем из двух человек, с земли - расчётом не менее чем из трёх человек. Для подготовки исходных данных для стрельбы в батарее БМ-21 «Град» имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

    Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в Перми. Реактивная система залпового огня "Град" применялась во всех серьезных вооруженных конфликтах в которых участвовали СССР и постсоветские государства. Первое боевое крещение комплекс «Град» получил в ходе советско-китайского пограничного конфликта у острова Даманский (длиной около 1700 м и шириной 500 м) на реке Уссури , в районе которого 2 и 15 марта 1969 года произошли бои между советскими и китайскими войсками. "Грады" практически стерли с лица земли конфликтный остров и уничтожили силу неприятеля на нем, тем самым разрешив сам конфликт. Это был первый случай применения в бою ракетных установок «Град», удар которых решил исход сражения. Применялся также: в 1975-1976 годах в Анголе, Эфиопии, Сомали. Активно использовались в Афганской войне (1979-1989 годы), Карабахском конфликте,Чеченской войне (применялся обеими сторонами в 1994-1995 годах), в войне в Южной Осетии и других вооружённых конфликтах. В Афганистане стрельба чаще всего велась по площадям, включая населенные пункты. В Афганистане наши артиллеристы впервые стали использовать стрельбу из установок «Град» под малыми углами возвышения и прямой наводкой. Палестинские партизаны в Ливане использовали тактику кочующих установок залпового огня. Удар по израильским агрессорам наносила всего одна установка БМ-21, которая затем сразу же меняла позицию. В 1971 году 124 боевые машины были впервые отправлены на экспорт. К 1995 году в 50 стран мира было поставлено свыше двух тысяч боевых машин БМ-21. Выпуск этой системы и её модификаций был налажен в Китае, Египте, Иране, Ираке, Румынии и ЮАР. В середине 1970-х годов в Китае было создано как минимум четыре варианта БМ-21, отличавшихся лишь конструкцией ходовой части. Судя по всему, документация на артиллерийскую часть и снаряды была получена Китаем от Румынии, серийно изготавливавшей систему БМ-21. В 1975 году в Чехословакии была создана установка КМ-70 путем наложения артиллерийской части «Града» на шасси автомобиля «Татра-813». В 1970-х 1980-х годах в арабских странах артиллерийскую часть «Града», сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси от советских автомобилей ЗиЛ-131 до японских ISUZU. В 1980-х годах в СССР на базе «Града» был создан новый комплекс «Прима». Число 122-мм труб было увеличено до 50. В качестве шасси взяли автомобиль "Урал-4320". Время полного залпа «Примы» составляло 30 секунд. К сожалению, из-за финансовых трудностей начала 90-х годов "Прима" не пошла в массовое производство. Реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" стала базовой для других систем, созданных в интересах различных родов войск:
    - БМ-21В "Град-В" - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;
    - "Град-1" - 36-ствольная РСЗО для вооружения артиллерийских подразделений полкового звена;
    - 9К59 "Прима" - многоцелевая РСЗО повышенного могущества с 50 направляющими;
    - БМ-21 ПД "Дамба" - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.

    ГНПП "Сплав" совместно с ОАО "Мотовилихинские заводы" (г. Пермь) и НИИ "Сигнал" (г. Ковров) была проведена модернизация зенитного комплекса. Впервые показанная 15 октября 1998 года на войсковом полигоне под Оренбургом модернизированная РСЗО БМ-21 "Град" имеет ряд отличий от штатных систем этого типа. В усовершенствованную систему управления огнем включены батарейный пост управления огнем "Капустник-Б2", оснащенный быстродействующими ЭВМ типа "Багет-41", навигационная система, комплекс метеоразведки, а также необходимые средства связи для автоматизированного обмена данными между постом управления и пусковой установкой (боевой машиной). Пусковая установка оснащена портативным компьютером типа "ноутбук", навигационной аппаратурой и новыми средствами связи. Благодаря разработке нового двигателя на смесевом твердом топливе, снижению веса корпуса двигателя и улучшению аэродинамического качества снаряда удалось увеличить дальность стрельбы с 20 до 40 км. Проведенные работы по совершенствованию конструкции снаряда, улучшение его центровки и применение принципиально нового хвостового стабилизатора позволили при двукратном увеличении дальности полета сохранить точностные характеристики нового снаряда в тех же пределах, что и у штатного снаряда с дальностью до 20 км.

    Тактико-технические характеристики БМ-21 "Град":
Количество труб - 40 шт
Время полного залпа - 20 сек
Время перезаряжания - 7 мин
Максимальный угол возвышения - 55 град
Минимальный угол возвышения - 0 град
Углы горизонтального обстрела:
- вправо от оси автошасси - 70 град
- влево от оси автошасси - 102 град
Угол обхода кабины - +/-34 град
Наименьший угол возвышения пакета в зоне кабины - 11 град
Скорости наведения электроприводом:
- по азимуту - до 7 град/сек
- по углу возвышения - до 5 град/сек
Скорости наведения ручным приводом:
- по азимуту - 6` на оборот маховика
- по углу возвышения - 4` на оборот маховика
Габариты в походном положении - 7350 х 2400 х 3090 мм
Ширина в боевом положении - 3010 мм
Высота при максимальном угле возвышения - 4350 мм
Высота в положении качающейся части 0 град - 2680 мм
Масса боевой машины без снарядов и расчёта - не более 10 870 кг
Масса снаряжённой боевой машины - 13,7 т
Усилие на рукоятке приводов ручного наведения - не более 8 кгс
Максимальная скорость движения заряженной боевой машины по шоссе - до 75 км/час
Максимальная глубина преодолеваемого брода с учётом волны - 1500 мм
Запас хода - 750 км
Расчёт - 6 чел
Экипаж - 3 чел

Источники информации:
"Боевая машина БМ-21". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Воениздат. 1977 г.
"Ракетное оружие". В. Н. Шунков. Изд ООО "Попурри". Минск. 2001 г.
"Град" на шасси "Урал" отмечает 40-летний юбилей". Журнал "Грузовик пресс" №5 2005 г.
"Чудо-оружие СССР". А. Б. Широкорад. Изд "Вече". Москва. 2005 г.
"От "Катюши" до "Смерча". Из истории реактивной артиллерии. А. Б. Широкорад. Изд. "Вече". Москва. 2005 г.

Схема БМ-21 "Град"

замечания, дополнения         на главную          дальше> > >