Пусковая установка 9П129 с ракетой 9М79 ракетного комплекса 9К79 "Точка"

4 марта 1968 года по Постановлению Совета министров в Коломенском КБ машиностроения под руководством главного конструктора С.П. Непобедимого были начаты работы по созданию дивизионного ракетного комплекса 9К79 "Точка". Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Комплекс имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м. После окончания Государственных испытаний на полигоне Капустин Яр комплекс в 1976* году был принят на вооружение Сухопутных войск, хотя его серийное производство было начато ещё в 1973 году. Высокоточный мобильный оперативно-тактический ракетный комплекс 9К79 "Точка" пришел на смену устаревшему ракетному комплексу 9К52 "Луна-М" и предназначен для поражения важнейших наземных целей в тактической глубине войск противника. В Америке комплекс получил обозначение SS-21 «Scarab». В состав комплекса входят: самоходная пусковая установка 9П129; твердотопливная ракета 9М79; транспортно-заряжающая машина 9Т218; транспортная машина 9Т222.

Ракеты 9М79 с твёрдотопливным однорежимным двигателем серийно производились на Воткинском машиностроительном заводе. Головная часть ракеты могла быть фугасная, кассетная или ядерная. Ближе к центру на корпусе ракеты установлены четыре аэродинамических руля, а в хвостовой части установлены четыре решётчатых аэродинамических руля Белоцерковского. Для повышения точности попадания в цель автономное управление ракетой производилось на всей траектории полёта, а на конечном участке траектории происходил доворот ракеты и вертикальное пикирование на цель. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивался воздушный подрыв головной части над целью.
Краткие технические характеристики ракеты 9М79:
Количество ступеней - 1
Длина - 6146 мм
Максимальный диаметр - 6500 мм
Размах рулей - 1440 мм
Вес боевой части - 482 кг
Стартовый вес ракеты - 2000 кг
Максимальная высота траектории - 26 км
Дальность стрельбы - 15 - 70 км
Вероятное среднее круговое отклонение - 250 м

В 1970 году Брянский автозавод совместно с заводом "Баррикады" в г. Волгограде начал работы по созданию специальных плавающих шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для тактического ракетного комплекса "Точка". С мая 1974 года на БАЗе началось серийное производство этих полноприводных машин, которые отличала повышенная мореходность (ходят при волнении до 2 баллов). На заводе "Баррикады" на шасси БАЗ-5921 начали изготовлять пусковые установки 9П129, а на шасси БАЗ-5922 - транспортно-заряжающие машины 9Т218. Машины различаются между собой в основном оборудованием кузова и компоновкой кабины. 6-цилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. при 2600 об/мин установлен между кабиной и грузовым отсеком. Выхлопные патрубки двигателя выведены на верхнюю боковую часть двигательного отсека. Два радиатора системы охлаждения двигателя выведены на противоположные стороны двигательного отсека и закрыты сеткой. Трансмиссия выполнена с применением бортовой схемы раздачи потока мощности. Трёхосное полноприводное шасси с равномерно разнесёнными мостами имеет односкатную ошиновку с централизованной системой изменения давления воздуха в шинах. Размер шин - 1200х500х508. Рулевое управление снабжено гидроусилителем и приводит в действие колёса переднего и заднего мостов, поворачивающихся в противоположные стороны. Благодаря этому при повороте в мягком грунте прокладывается только одна колея. Подвеска колёс - независимая, торсионная. Движение на плаву (максимальная скорость 8 км/час) осуществляется с помощью двух водометных движителей размещённых в кормовой части, а поворот - за счет перекрытия заслонкой одного из них и выброса воды через трубу заднего хода по этому же борту. При движении по дороге водомёты закрываются заслонками. Максимальная скорость по шоссе - 80 км/час. Запас хода - 600 км. Кабина экипажа защищена 9-мм стальной бронёй и оборудована системой защиты от оружия массового поражения. 3 члена экипажа занимают свои места через два люка прямоугольной формы в крыше кабины. Люки расположены по диагонали крыши: левый над передними сиденьями и откидывается вверх по ходу движения, правый - ближе к задней стенки кабины и откидывается вверх против движения. Лобовые и боковые окна - открывающиеся: лобовые откидываются вперёд-вверх, боковые - откидываются вниз. В грузовом отделении пусковой установки на подъёмной направляющей закреклена ракета. В походном положении, при несении боевого дежурства и во время подготовительных работ ракета находится в горизонтальном положении боевой частью вперёд. Крыша грузового отделения представляет собой две створки, горизонтально раздвигающиеся к противоположным бортам машины. Подъём направляющей с ракетой происходит на требуемый угол возвышения за 15 сек до старта. Привод одноцилиндрового подъёмного механизма направляющей - гидравлический. Для устойчивости установки во время пуска предназначены выдвигающиеся стабилизирующие опоры. Две опоры находятся в заднем свесе машины и две за передними колёсами. Привод стабилизирующих опор - гидравлический. Время перехода пусковой установки в боевое положение с марша составляет 15-16 мин. Время подготовки к пуску из готовности №1 - 1,5-2,5 мин. После пуска ракеты пусковая установка способна через 1,5 мин покинуть место пуска или через 40 мин произвести повторный пуск с этого же места. Заряжание пусковой установки осуществляется в течение примерно 19 мин. Снаряжённая масса пусковой установки - 18000 кг.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218 (ТМЗ) создана на специальном плавающем шасси БАЗ-5922. В ее грузовом отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями в индивидуальных герметизированных терморегулируемых кожухах. Для погрузки-разгрузки ракет и заряжания пусковой установки ТМЗ оборудована стреловым краном с гидравлическим приводом, стрела которого в транспортном положении размещается между ракетами. В отличии от пусковой установки кузов транспортно-заряжающей машины закрыт сверху брезентом. Оба люка в крыше кабины расположены над местами экипажа и откидываются по ходу машины. В остальном конструкции машин одинаковы.
Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах 9Т222 комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", а в 1989 году на вооружение был принят модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность (до 120 км) и меткость стрельбы.

*По другим данным комплекс принят на вооружение в 1975 г.

Источники информации:
"SCUD советские мобильные комплексы баллистических ракет". Серия "Военные машины" № 37. П. Н. Сергеев. Город Киров. 2000 г.
"Ракетное оружие". В. Н. Шунков. Изд "Попурри". Минск. 2001 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >