Пусковая установка 9П117 с ракетой 8К14 ракетного комплекса 9К72 "Эльбрус"

Оперативно-тактический мобильный ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус" был создан к 1965 году и в 1967 году принят на вооружение. Отличается от ранее существовавшего комплекса на гусеничном шасси с аналогичным индексом использованием пусковой установки 9П117. В 70-е - 80-е годы комплекс стал основным армейским оперативно-тактическим ракетным комплексом советских Сухопутных войск предназначенным для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника. В странах НАТО ракетный комплекс 9К72 получил обозначение "Scud B" ("Скад Б").

В состав ракетного комплекса входили: ракета 8К14, пусковая установка 9П117 (9П117М, 9П117М1), токопривязчик 1Т12 (1Т20), комплект приборов наведения 8Ш18. В технической батарее дивизиона имелись: заправщики горючего 9Г29 (9Г29М) и окислителя 9Г30 (АКЦ-4-255БМ), автокраны 9Т31М, компрессорная станция УКС-400В, грунтовая тележка 2Т3М, обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311МФ и вспомогательное оборудование.

Оперативно-тактическая ракета Р-17 (8К14) - баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) , автономной инерциальной системой управления и аварийного подрыва и неотделяемой боевой частью. Была разработана в 1958-1961 годах в СКБ-385 с участием ряда КБ и НИИ. На вооружение Советской Армии ракета была принята в марте 1962 года. Органы управления - газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла. Размах плоскостей стабилизатора - 1 880 мм. Ракета заправляется азотно-кислотным окислителем АК-27И (2919 кг), горючим ТМ-185 (822 кг), пусковым горючим ТГ-02 (30 кг), сжатым воздухом (15 кг). Оснащается боевой частью массой 987 кг: ядерной 9Н33 (РА17) и 9Н33-1 (РА104, 104-1, 104-2) мощностью 100кт или ядерной 8Ф14 (269А); фугасной 8Ф44 (взрывчатое вещество - ТГАГ-5); химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555кг) или объемно-детонирующей. По оценкам, фугасная БЧ 8Ф44 может уничтожить людей и боевую технику на площади 100х100 метров. Максимальную дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность стрельбы равна 50 км). Двигаясь после пуска по баллистической траектории, ракета достигает максимальной высоты 86 км (минимальная высота полета составляет 24 км). Полетное время колеблется между 165 и 313 секундами. Обеспечиваемое системой наведения среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610м и в ширину от 100 до 350м. Длина ракеты - 11 164 мм. Наибольший диаметр корпуса - 880 мм. Стартовая масса - 5862 кг. Управление ракетными ударами и связь с вышестоящим командованием поддерживалось средствами УКВ и КВ связи, расположенными на КШМ Р-142 и в батарее управления дивизиона. В последующем управление дивизионом осуществлялось из АСУ "Плед" путем передачи данных через радиорелейные станции Р-412 телекодом. В начале 80-х годов ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) приступило к выполнению опытно-конструкторской работы по созданию отделяемой управляемой головной части с оптоко-электронной системой наведения для ракеты Р-17. Пуски модернизированных ракет были начаты в 1984 году. Новая система получила название "Аэрофон", но экспериментальные пуски показали большую зависимость от погодных условий в месте старта и цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Работы по разработке пусковой установки на колесном ходу велись под руководством главного конструктора ЦКБ ТМ Кривошеина. Пусковая установка оснащена: гидравлическим устройством для установки ракеты в стартовое (вертикальное) положение; электронной аппаратурой предстартовой подготовки системы наведения ракеты; аппаратурой стартовой автоматики; аппаратурой связи; аппаратурой навигации и ориентирования; системой автономного электроснабжения и жизнеобеспечения. С помощью гидравлического устройства пусковой установки баллистическая ракета поднимается на стреле, зажатая в ложементах вместе со столом (соединённым с установкой шарниром) и устанавливается в вертикальное положение. Затем ложементы размыкаются и стрела опускается в исходное положение, а ракета остаётся стоять на столе, закреплённая четырьмя ветровыми болтами. В таком состоянии (готовность № 1) ракета может находиться до 7 суток. Стол представляет собой сварную констукцию из толстостенных труб. В верхней части стола расположено поворотное кольцо с тарелями, на которых стоит ракета. Разворотом поворотной части стола производится наведение ракеты на цель. При подготовке ракеты к старту производятся: дозаправка ракеты воздухом, заправка пусковым горючим, установка вида работы головной части, ввод полётного задания в систему управления, уставка режима работы системы АПР, наведение ракеты и контроль наведения, сворачивание приборов наведения, разблокирование кодо-блокировочного устройства, вывёртывание ветровых болтов, задействование ампульных батарей, выстрел. После пуска, для быстрой смены местоположения, возможно начало движение пусковой установку без поднятия стола в транспортное (вертикальное) положение. Экипаж - 7 человек.

Пусковая установка смонтирована на четырёхосном полноприводном шасси высокой проходимости МАЗ-543А. Специальное шасси создано под руководством Б. Л. Шапошника на Минском автомобильном заводе. Перед разработкой компоновки шасси были проанализированы различные варианты размещения ракеты: вариант компоновки "ракета за кабиной" - увеличивал габаритную длину шасси; вариант "носовая часть ракеты над кабиной" - увеличивал габаритную высоту. Поэтому для уменьшения длины и высоты пусковой установки была выбрана компоновка шасси с размещением носовой части ракеты между кабинами, над двигателем. 12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный быстроходный дизельный двигатель Д12А-525А жидкостного охлаждения развивает мощностью 525 л.с. при 2000 об/мин и имеет рабочий объём 38,8 л. Степень сжатия - 14-15. Два съёмных блока цилиндров крепятся к картеру четырнадцатью стяжными шпильками каждый. На первых двух щеках коленчатого вала установлен антивибратор маятникового типа для уменьшения угла закручивания коленчатого вала и снижения напряжений от крутильных колебаний. На двенадцать поршней приходится шесть шатунных пар, состоящих из главного и прицепного шатунов. В каждом цилиндре находятся два впускных и два выпускных клапана, приводимых в действие впускными и выпускными распределительными валами установлеными в головках блока. В клапаны ввёрнуты тарели, регулировкой которых устанавливаются фазы газораспределения. В систему питания двигателя воздухом введён воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли. Охлаждение выпускных коллекторов - жидкостное, от системы охлаждения двигателя. Концы выхлопных труб приспособлены для подсоединения комплекта для специальной обработки. Масло, предназначенное для системы смазки двигателя, находится в отдельном масляном баке оборудованном обогревателем и подаётся в двигатель электромаслозакачивающим насосом. Масляный радиатор двигателя выполнен в одном блоке с радиатором системы охлаждения. Два вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя имеют карданный привод от коленчатого вала. Пуск двигателя производится электростартером или системой воздушного пуска от двух баллонов со сжатым воздухом (ёмкостью 10 л каждый) установленных на внутренней стенке левой кабины. Давление воздуха в баллонах - до 150 атм. Необходимое давление воздуха при пуске двигателя зимой - не менее 65 атм. На задней стенке левой кабины предусмотрен подсоединительный штуцер для зарядки баллонов и присоединения к постороннему источнику сжатого воздуха при пуске двигателя. Для обеспечения надёжного пуска двигателя в зимний период эксплуатации на шасси оборудована система предпускового разогрева двигателя.
Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора и трёхступенчатой планетарной коробки передач с гидравлическим приводом. Рукоятка переключения передач расположена на рулевой колонке. Гидромеханическая трансмиссия приводится во вращение карданным валом от повышающей передачи. В систему охлаждения гидромеханической трансмиссии входят водомасляный радиатор и радиатор системы охлаждения гидромеханической трансмиссии. Водомасляный радиатор установлен над гидромеханической трансмииссией, а радиатор системы охлаждения гидромеханической трансмиссии на левом крыле.
Повышающая передача предназначена для увеличения частоты вращения в целях обеспечения необходимых условий для совместной работы двигателя с гидротрансформатором. Ведущий вал повышающей передачи соединён с коленчатым валом двигателя карданным валом через демпферное соединение (резиновые втулки). Ведомый вал посредством карданной передачи соединён с гидротрансформатором. От повышающей передачи также приводятся в действие: коробка отбора мощности, насос гидроусилителя руля и привод компрессора пневмооборудования.
Двухступенчатая раздаточная коробка установлена за планетарной коробкой передач и снабжена блокировкой межосевого дифференциала. Кран управления раздаточной коробкой с пневматическим приводом установлен на рулевой колонке. Предусмотрен ручной (дублирующий) привод переключения передач раздаточной коробки. Привод раздаточной коробки осуществляется от гидромеханической трансмиссии посредством карданного вала.
Восемь карданных валов служат для передачи крутящего момента от повышающей передачи через агрегат гидромеханической трансмиссии и раздаточную коробку к тележкам мостов шасси. Восемь полуосевых карданных валов передают крутящий момент от центральных редукторов к колёсным планетарным передачам. Второй и третий ведущие мосты - проходные. Межколёсные дифференциалы двух задних мостов - самоблокирующиеся.
На шасси установлены дисковые колёса с широкопрофильными шинами низкого давления модели ВИ-203 или В-77 с системой центральной накачки шин, которая позволяет регулировать давление в шинах из кабины водителя в пределах 3,5 - 1,0 атм. Размер шин - 1500 Х 600-635. Воздушным ресивером системы централизованной накачки шин служит труба передней поперечины рамы. Разъёмный обод колеса состоит из двух половин, стягиваемых болтами и гайками. На управляемых колёсах установлены шины с маркировкой "У" на боковине. Колёса двух передних мостов - управляемые. Рулевой механизм - типа винт-гайка, а гидроусилители руля поршневого типа. В усилителе переднего моста цилиндр перемещается относительно поршня, а в усилителе второго моста - поршень относительно цилиндра. Рабочие тормоза - колодочные, с пневмогидравличиским приводом. Ленточный стояночный тормоз действует на силовую передачу, а тормозной барабан закреплён спереди на раздаточной коробке. Дополнительный стояночный тормоз предназначен для удержания шасси на крутых уклонах и действует на тормоза задней тележки.
Подвеска колёс - независимая, рычажно-торсионная с продольным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Рама состоит из двух гнутых лонжеронов Z-образного профиля с трубчатыми поперечинами.
Двигатель расположен между двумя двухместными двухдверными кабинами, изготовленными из полиэфирной смолы армированной жгутовой стеклотканью. Кабины способны выдерживать ударную волну ядерного взрыва средней мощности. Окна кабин оборудованы защитными шторками, а в шторках передних окон имеются смотровые щели. Окна дверей кабин откидываются наружу, а в задней части кабин имеются отверстия для фильтровентиляционной установки. Сиденья в кабинах размещены тандемом. Заднее сиденье левой кабины и оба сиденья правой кабины выполнены быстросъёмными. Конструкция сидений правой кабины допускает образование спального места. Для возможности доступа к двигателю правая кабина с помощью цилиндрической пружины, установленной под кабиной, откидывается вперёд на угол 38 град. В этой же кабине установлена радиостанция. В левой кабине установлен аппарат № 3 переговорного устройства, а в правой кабине - кнопка сигнала водителю и аппарат № 1 переговорного устройства. Переговорное устройство типа Р-124 предназначено для внутренней телефонной связи между левой и правой кабинами, а также для выхода на внешнюю связь через радиостанцию. В комплект переговорного устройства входят: аппарат А-1, аппарат А-3, два нагрудных переключателя со шнуром и два шлемофона с ларинготелефонной гарнитурой. В каждой кабине установлены штепсельный разъём для подключения прибора ночного видения.
Два топливных бака ёмкостью по 260 л каждый установлены за кабинами на крыльях. Кроме датчика указателя уровня топлива в каждом баке установлена линейка для замера уровня топлива.
Напряжение в системе электрооборудования - 24 В. Четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М соединены параллельно и установлены в ящике на крыле за правой кабиной. Для обдува аккумуляторных батарей предусмотрен электровентилятор. На шасси установлены розетки для питания подогревателя двигателя и пуска двигателя от внешнего источника тока. Фары и задние фонари снабжены светомаскировочными насадками. Для переключения света фар используется кнопка ножного переключателя установленная на полу кабины.
Ширина - 3050 мм. База - 2200 + 3300 + 2200 мм. Колея - 2375 мм. Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса - 13,5 м. Угол въезда - 28 град. Максимальный угол подъёма - 30 град. Дорожный просвет при полной нагрузке - 400 мм. Максимальная глубина преодолеваемого брода - 1,1 м (при герметизированном двигателе и электрооборудовании - 1,3 м). Наибольшая ширина преодолеваемого рва - 2,5 м. Средняя техническая скорость движения по грунтовым сухим дорогам - не более 25 км/час. Максимальная скорость по шоссе - 45 км/час. Контрольный расход топлива - 80 л/100 км. Запас хода - 650 км. Полная масса пусковой установки - 37400 кг, без ракеты - 30 600 кг.

Доставка запасных ракет производилась грунтовыми тележками 2ТЗМ, состоящими из седельного тягача ЗИЛ-157В и одноосного полуприцепа. Ракета на полуприцепе транспортировалась хвостовым оперением вперёд.

В последствии оперативно-тактический мобильный ракетный комплекс 8К72 "Эльбрус" начал заменяться комплексом 9К714 "Ока", но "Ока" попала под сокращение согласно договора РМСД от 1987 года.

В экспортном исполнении комплекс широко поставлялся за рубеж в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию, Иемен и другие. Производство ракет и комплектующих было прекращено в конце 80-х.

Источники информации:
"SCUD советские мобильные комплексы баллистических ракет". Серия "Военные машины" № 37. П. Н. Сергеев. Город Киров. 2000 г.
"Ракетное оружие". В. Н. Шунков. Изд "Попурри". Минск. 2001 г.
"Колёсное шасси 543 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации". Военное издательство. Москва. 1983 г.
"Многоосные богатыри". А. Трохачев. Журнал "Автомобильный транспорт" № 1 1996 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >