1664

Инженерная машина разграждения ИМР

Инженерная машина разграждения ИМР была разработана в конструкторском бюро транспортного машиностроения (КБТМ) ОКБ-174 в Омске под руководством А.А. Морова и принята на вооружение в 1969 году. Машина создана на базе ходовой части танка Т-55 и предназначена для устройства проходов в условиях лесных, каменных завалов, в городских руинах на путях движения в условиях огневого воздействия противника, а также для прокладывания колонных путей в снежной целине и при радиоактивном и химическом заражении местности. Машина может использоваться для засыпки рвов, траншей, воронок, валки деревьев и корчевании пней. В отдельных случаях машина используется для отрывки и засыпки котлованов.

К крыше передней части корпуса приварена башенка для механика-водителя, а к днищу - дополнительные листы броневой защиты. В средней части корпуса, на месте удалённой башни танка, установлена поворотная платформа с гидравлическим подъёмным краном и бронированной башней управления, в которой размещался оператор. Башня оснащена призменными приборами наблюдения. Рабочее место оператора изолировано от отделения управления подвижным и неподвижным экранами, а от моторно-трансмиссионного отделения - герметичной перегородкой.

Основным рабочим органом при выполнении работ при проделывании проходов в руинах и завалах является полноповоротная телескопическая стрела с захватом-манипулятором. Грузоподъёмность стрелы с манипуляторором при максимальном вылете 8,8 м - 2 т. Максимальная высота подъема крюка - 11 м. Универсальное бульдозерное оборудование может использоваться в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении. Ширина захвата универсального бульдозера в двухотвальном положении - 3560 мм, в бульдозерном положении - 4150 мм, в грейдерном положении - 3395 мм. Машина также оборудована скребком-рыхлителем и талью грузоподъёмностью 0,5 т. В транспортном положении бульдозерное оборудование поднимается и забрасывается на крышу машины, телескопическая стрела вдвигается и разворачивается назад. Управление бульдозером и стрелой осуществлялось с помощью электрогидравлических систем, а для привода насосов гидросистем в моторно-трансмиссионном отделении размещён механизм отбора мощности от двигателя.

Вооружение машины: автомат АКМС (АКС-74У) с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт. Машина оснащена системой дымопуска (дизельное топливо впрыскивается через форсунку в выхлопную трубу двигателя, благодаря чему образуется очень плотная и значительная по размерам дымовая завеса).

12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 мощностью 580 л.с. позволяет машине боевой массой 37,5 т развивать максимальную скорость 50 км/час. Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 м), системой противоатомной защиты, радиостанцией Р-113 (Р-123), системой автоматического пожаротушения, радиометром-рентгенометром ДП-3Б, прибором химической разведки ВПХР, фильто-вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. Коэффициент снижения дозы облучения равен 10.

В мае 1984 года эти машины принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Инженерные машины разграждения ИМР находились на вооружении инженерных частей и подразделений разграждения. С поступлением на вооружение Советской Армии танков нового поколения возникла необходимость создания новой инженерной машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, созданная на базе танка Т-72.

    Краткая техническая характеристика:
Экипаж - 2 чел (механик-водитель и командир-оператор)
Бронирование:
    лоб корпуса - 100 мм
    борт - 80 мм
Габариты - 6200 Х 3270 Х 2300 мм
Максимальная высота преодолеваемой стенки - 0,8 м
Максимальная ширина преодолеваемого рва - 2,7 м
Максимальная глубина преодолеваемого брода - 1,4 м
Максимальный угол преодолеваемого подъёма - 32 град
Техническая производительность:
    при выполнении земляных работ - 6-10 м3/час
    при устройстве проходов в лесных завалах - 200-300 м/час
    при устройстве проходов в каменных завалах - 180-200 м/час
    при подготовке колонных путей - 5-7 км/час
Запас хода - 500 км.

    Источники информации:
"Бронетанковая техника". Фотоальбом. Изд "Гончаръ". Москва. 1994 г.
Техническая характеристика из музея артиллерии в Санкт-Петербурге.
"Бронетехника ХХ века: танки, САУ, военные машины". Р. Исмагилов и др. Изд "Русич". Смоленск. 2006 г.

замечания, дополнения         на главную          дальше> > >