Электровоз серии ВЛ10

Двухсекционные восьмиосные электровозы серии ВЛ10 ("Владимир Ленин") строились с 1967 по 1981 год для грузового и пассажирского движения на магистральных железных дорогах СССР, электрофицированных на постоянном токе с напряжением в контактрой сети 3000 В. Серийный выпуск начал Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ) с 1967 г (электровозы №001 - 500 и с №1500), а с 1969 года к производству подключился и Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) имени С. М. Будённого (с электровоза №501). В соответствии с заданием МПС с 1976 г ТЭВЗ (с электровоза №101) и НЭВЗ (с №001) взамен электровозов ВЛ10 выпускались электровозы ВЛ10у (у - утяжелённый), на которых нагрузка от колёсной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс. Что касается механической, электрической и пневматической частей, электровозы ВЛ10 и ВЛ10у идентичны. Всего построено 1799 электровозов серии ВЛ10. Механическая часть электровозов ВЛ10 и ВЛ10у максимально унифицирована с механической частью электровозов ВЛ80к и ВЛ80т. Отличие составляют отдельные конструктивные элементы под установку оборудования в кузове и на крыше.

    Электровозы ВЛ10 и ВЛ10у состоят из двух сочленённых между собой автосцепкой СА-3 секций. На электровозах ВЛ10 выпуска до 1975 г каждая секция опиралась на две двухосные несочленённые тележки через упругие опоры. На электровозах ВЛ10 и ВЛ10у выпуска с 1975 г секции кузова на тележках опирались с помощью люлечного подвешивания. Тележки оборудованы безчелюстными буксами с роликовыми подшипниками.

    На электровозах установлено по восемь тяговых двигателей ТЛ-2К1. Тяговые электродвигатели имеют последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от тягового двигателя на колёсные пары передаётся двухсторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей. На электровозах, кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, предусмотрено рекуперативное торможение. Первоначально устанавливалась аккумуляторная батарея 40НК-125, которая была заменена двумя батареями 2-НК-125.

    В средней части каждой секции электровозов расположена высоковольтная камера с электроаппаратурой, имеющая сетчатые ограждения. Двери камер имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприёмнике. Узлы аппаратуры, подверженные в процессе работы интенсивному нагреву, имеют принудительное охлаждение. По концам кузова расположены кабины управления, отделённые от машинных помещений перегородками. Кабина и высоковольтная камера разделены поперечным проходом с входными в электровоз дверями. Между высоковольтной камерой и левой (по ходу электровоза) стенкой кузова имеется сквозной рабочий проход, служащий для выхода в машинное помещение. Вдоль противоположной стенки кузова имеется тупиковый рабочий проход, служащий для доступа к форкамере вентилятора и подхода к оборудованию, устанавливаемому в высоковольтной камере. В машинном помещении на торцевой стенке кузова размещена дверь к межкузовному переходному мостику. Боковые стенки кузова представляют собой каркас из прокатных и гнутых профилей, обшиных листом толщиной 2 мм. Для повышения жёсткости стенок кузова листовая обшивка имеет продольные гофры. Выход на крышу предусмотрен по лестнице, расположенной в машинном помещении, через люк в крыше. Каждая секция электровоза оборудована шестью песочницами. Вместимость песочниц на двух секциях электровоза составляет 4 м/куб. Все песочницы заправляются песком с крыши через люки.

    На рабочем месте машиниста и его помощника установлено незакреплённое сиденье с массивной ножной подставкой. Для сопровождающего лица в комплекте с электровозом поставляется сиденье-трёхножник. Лобовые стёкла кабины снабжены пневматическими стеклоочистителями, а боковые окна - раздвижные. В конце машинного помещения 1-й секции электровоза у левой стенки кузова установлен санитарный узел. Бак для воды вместимостью 65 л оборудован нагревательным элементом.

    Представленный на фотографии электровоз ВЛ10-098 построен в 1974 году на Тбилисском электровозостроительном заводе. Работал на Южно-Уральской и Московской железных дорогах. Реставрирован в 2004 году в локомотивном депо Рыбное.

    Краткая техническая характеристика:
Ширина колеи - 1 520 мм
Осевая формула - 2(2о-2о)
Мощность часового режима на валах тяговых двигателей - 5 360 кВт
Мощность продолжительного режима на валах тяговых двигателей - 4 600 кВт
Передаточное отношение зубчатой передачи - 88/23
Сила тяги часового режима - 39 500 кгс
Сила тяги продолжительного режима - 3 200 кгс
Скорость часового режима - 48,7 км/час
Скорость продолжительного режима - 51,2 км/час
Конструкционная скорость - 100 км/час
Длина электровоза по осям сцепок - 32 840 мм
Ширина кузова - 3 160 мм
Высота от уровня головки рельса до верха крыши кабины - 4 250 мм
Масса электровоза:
    ВЛ10 - 184 т (2 Х 92 т)
    ВЛ10у - 200 т (2 Х 100 т)
Высота оси автосцепки от головки рельса - 1 040-1 080 мм
Наименьший радиус проходимых кривых при скорости 10 км/час - 125 м

Источники информации:
"Электровозы ВЛ10 и ВЛ10у". Руководство по эксплуатации. О. А. Кикнадзе. Изд "Транспорт". 1981 г.
"Тяжеловесы стальных магистралей". П. Чернов, Е. Чернов. Журнал "Моделист-конструктор" №7 1987 г.

замечания, дополнения         на главную          дальше> > >