305-мм морская железнодорожная установка-транспортёр ТМ-3-12.

Проект транспортёра разработан ЦКБ судостроения №3 на ленинградском металлическом заводе и утверждён в мае 1936 года. Ствол изготовлен на Обуховском заводе в Петрограде.

Транспортёр ТМ-3-12 предназначался для стрельбы по морским и наземным целям. Три транспортёра были изготовлены в г. Николаеве в период с 1 июля 1938 года по 1 января 1939 года. При этом были использованы станки главного калибра с линкора "Императрица Мария", затонувшего на рейде Севастополя в 1916 году.

Из трёх транспортёров была сформирована батарея №9. Во время советско-финляндской войны она использовалась для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма. После завершения боевых действий в соответствием решения Комитета Обороны СССР 20 июня 1940 года батарея была переведена на полуостров Ханко, арендованный у Финляндии для создания на нём военно-морской базы.

С начала Великой Отечественной войны по декабрь 1941 года батарея участвовала в боевых действиях - защищала военно-морскую базу Балтийского флота. Перед эвакуацией военно-морской базы с полуострова Ханко в декабре 1941 года орудия были приведены в состояние непригодное для производсва выстрелов. Финские специалисты в течении двух лет вернули боеспособность транспортёрам, установив на них стволы с русского линкора "Александр III".

В начале 1945 года батарея была возвращена СССР. Форт "Красная горка" на берегу Финского залива стал последний позицией для базировавшихся на полуострове Ханко транспортёров ТМ-3-12.

Краткие технические характеристики:
Калибр ствола - 305,0 мм
Предельная дальность стрельбы - 50 км
Скорострельность - 2 выст/мин
Масса ствола - 50 560 кг
Масса снаряда - 470,90 кг
Полная масса транспортёра - 340 т
Боевой расчёт - 50 чел

Источники информации:
Сопроводительная табличка музея.


< < <к списку         на главную          дальше> > >