Лёгкий полубронированный гусеничный тягач Т-20 "Комсомолец" был создан в КБ завода № 37 в Москве под руководством главного конструктора Н. А. Астрова в конце 1936 года. Тягач, получивший заводской индекс А-20, предназначался для буксировки лёгких артиллерийских орудий, перевозки личного состава, грузов и эвакуации раненых непосредственно в условиях боя. Армейские испытания тягач проходил в августе-ноябре 1937 года и в том же году начался его выпуск на заводе № 37, Сталинградском тракторном заводе и на Горьковском автомобильном. Выпуск прекращён в июле 1941 года. Всего было изготовлено 7780 тягачей трёх производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части и вооружения. Клёпано-сварной корпус противопульного бронирования базируется на агрегатах трансмиссии плавающего танка Т-38. Лоб корпуса защищён бронёй толщиной 10 мм, борта и корма - 7-мм бронёй. Экипаж состоял из двух человек: слева по ходу тягача располагался водитель, справа от него - командир. Командир совмещал обязанности стрелка и мог вести огонь из 7,62-мм пулемёта ДТ установленного в шаровой опоре в лобовом листе рубки. Для повышения живучести машины на месте командира имеется дублированное управление (кроме переключения передач). Для посадки и высадки экипажа в крыше имеются два квадратных люка откидывающиеся вверх-назад. В лобовом листе перед водителем и в боковых стенках кабины расположены откидные бронещитки со смотровыми щелями. Четырёхтактный, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель М-1 жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с. расположен в задней части тягача и прикрыт сверху бронекапотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении по сухому пыльному грунту вызывало быстрый износ двигателя. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в зону между спинками сидений. Двигатель установлен маховиком вперёд и через 4-ступенчатую коробку передач с одноходовым демультипликатором (от грузовика ГАЗ-ААА) передаёт крутящий момент на передние ведущие колёса гусениц. Над двигателем оборудованы два продольных трёхместных сиденья для посадки 6 бойцов, распологавшихся спинами друг к другу. Спинки сидений являлись одновременно бортами грузовой платформы, находящейся между спинками сидений. Для защиты бойцов в ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками. Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съёмных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы. В снятом положении шипы находились в комплекте ЗИП, расположенном на задней стенке корпуса машины. На кормовом листе корпуса также крепился запасной опорный каток. Первоначально для буксировки тягача спереди устанавливались две серьги, заменённые впоследствие проушинами. В задней части расположен буксирный прибор типа вилка-палец. На базе тягача выпускалась самоходная артиллерийская установка ЗИС-30. В войсках вермахта захваченные "Комсомольцы" состояли под обозначением "Ieicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r). В финской армии трофейные тягачи экплуатировались вплоть до 1961 года.
Некоторые технические характеристики: снаряжённая масса - 3460 кг; грузоподъёмность - 500 кг; масса буксируемого прицепа - 2000 кг; габариты - 3450 Х 1859 Х 1580 мм (высота по тенту - 2230 мм); колея - 1480 мм; клиренс - 300 мм; ширина гусениц - 200 мм; максимальный преодолеваемый подъём без прицепа и груза - 45 град, при полной боевой массе и прицепом массой 2000 кг - 18 град; ширина преодолеваемого рва - 1,4 м; глубина преодолеваемого брода - 0,6 м; высота преодолеваемой стенки - 0,47 м; ёмкость топливного бака - 115 л; ёмкость расходного бачка - 3-6,7 л в зависимости от серии; максимальная скорость по шоссе с прицепом - 47,5 км/час; минимальная устойчивая скорость движения - 2-2,5 км/час; средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе - 15-20 км/час, по просёлку и бездорожью - 8-11 км/час; запас хода по шоссе без прицепа - 250 км, с прицепом - 152 км; боекомплект - 1260 патронов
Данный экземпляр третьей производственной серии найден в болотах Смоленской области в 1991 году.
Источники информации:
"Артиллерийские тягачи Красной Армии". Е. Прочко. Бронеколлекция № 3 2002 г.
"Бронетехника ХХ века: танки, САУ, военные машины". Р. Исмагилов, Г. Корнюхин и др. Изд "Русич". 2006 г.
< < <к списку         на главную          дальше> > >