В 1955 году по проекту Виктора Росткова и под руководством заместителя главного конструктора Андрея Николаевича Островцова был разработан легковой автомобиль представительского класса ЗИС-111 "Москва". В начале 1956 года были изготовлены первые опытные образцы, один из которых в том же году экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве. Он представлял собой шасси ЗИС-110 с полностью новым кузовом, у которого задние двери были навешены на задних петлях и как у ЗИС-110 открывались против хода движения. В производство пошёл вариант автомобиля с кузовом внешне очень похожим на Packard Caribien, спроектированным специалистом Горьковского автозавода Львом Еремеевым. В ноябре 1958 года завод перешёл на мелкосерийное производство модели ЗИЛ-111, сменившей предыдущую модель высшего класса ЗИС-110. Выпуск машин составлял 10-12 штук в год. За автомобиль ЗИЛ-111 завод получил Почётный диплом на Международной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Легковые автомобили ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111А представляли собой комфортабельные автомобили высшего класса с закрытым кузовом типа лимузин и использовались в качестве служебных машин партийными и государственными органами. Автомобиль ЗИЛ-111А (на фото) отличался от автомобиля ЗИЛ-111 наличием установки для кондиционирования воздуха и кузовом с гнутым (непанорамным) задним стеклом, что было связано с размещением в задних углах кузова воздуховодов установки для кондиционирования воздуха, причём установка полностью собиралась из отечественных узлов. Кузов автомобиля также был оборудован системой отопления с четырьмя отопителями (на автомобилях первого выпуска - двумя) и обдувом ветрового стекла, стекла заднего окна и стёкол передних дверей. Опускающиеся стёкла дверей и стеклянная перегородка, отделявшая водителя от важных персон, оснащались электроприводом. Автомобиль комплектовался радиоприёмником А-13М - пятидиапазонным супергетеродином на восьми лампах и четырёх полупроводниковых триодах с автоматической настройкой и дистанционным управлением. Для удобства управления автомобилем имелись омыватель ветрового стекла, электрический стеклоочиститель, часы, прикуриватель, комбинированный звуковой сигнал (два двухтональных и один шумовой сигналы), противотуманные фары, а при открывании передних дверей включались фонари освещения пола отделения водителя. В этой связи инструкция по эксплуатации автомобиля запрещала без надобности поднятие и опускание стёкол дверей и перегородки, длительную работу установки кондиционирования воздуха на стоянке при холостых оборотах двигателя, а также пользование длительное время на стоянках радиоприёмником, освещением и т. п. В связи с большим расходом электроэнергии вентиляторами воздухоохладителя на автомобиле ЗИЛ-111А предусмотрено специальное устройство, позволяющее питать другие потребители непосредственно от генератора. Для этого на двигателе установлен карбюратор К-85Б, отличающийся от К-85 наличием ускорителя холостого хода двигателя, который начинает работать при включении установки. Хотя в стандартной комплектации устанавливалась аккумуляторная батарея 6-СТ-68ЭМ, но по требованию заказчика возможна была установка двух батарей.
Кузов автомобиля четырёхдверный, семиместный лимузин с тремя рядами сидений. Внутренняя обивка кузова выполнена из сукна и кожи. Сиденье водителя двухместное, заднее - трёхместное. Откидные сиденья складные, в сложенном состоянии прижимаются к перегородке и убираются в нишу между боковыми тумбами перегородки. Кузов крепился к раме в 27 точках болтами. Рама - лонжеронная, с Х-образной поперечиной. Топливный бак ёмкостью 120 л устанавливался в задней части автомобиля под багажником, а заливная горловина закрывалась задним номерным знаком.
На автомобиле устанавливался V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель модели ЗИЛ-111 мощностью 200 л.с. при 4200 об/мин. Двигатель оснащался клиновой камерой сгорания, четырёхкамерным карбюратором и гидравлическими толкателями клапанов, автоматически обеспечивающими отсутствие зазора в клапанном механизме. Рабочая температура в системе охлаждения двигателя поддерживается с помощью жалюзи автоматически термостатом, расположенным в нижнем бачке радиатора. Система выпуска газов раздельная для цилиндров каждой стороны с двумя глушителями и расширителями.
Крутящий момент от двигателя передавался на гидропередачу, состоявщую из гидротрансформатора с максимальным коэффициентом трансформации 2,45 и двухступенчатую планетарную коробку передач с многодисковым сцеплением. Переключение передач осуществлялось с помощью гидравлического управления, которое работало как автоматически, так и вручную в зависимости от включения кнопок пульта управления, связанного с гидропередачей специальным тросом.
Передняя подвеска - независимая, рычажная, пружинная с гидравлическими рычажными амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя - рессорная с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. На автомобиле применялись бескамерные шины размером 8,90-15" с белыми боковинами . Для смены колёс применялся винтовой домкрат, подставляемый под левую или правую часть переднего или заднего бампера. Для облегчения работы водителя и повышения безопасности движения рулевое управление оснащалось гидроусилителем, а барабанные тормоза колёс гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.
Источник информации: журнал "Автомобильный моделизм" № 9 2001 г.
< < <к списку         на главную          дальше> > >