В конце 30-х годов Пентагон объявил конкурс на создание командно-разведывательного автомобиля для нужд армии США. За разработку машины такого рода принялись три фирмы: "Америкэн Бантам Кар Компани", Форд Моторс" и "Виллис Оверленд". Лавры победителя достались фирме "Виллис Оверленд". Компания "Бантам", выпусктив чуть больше 2675 машин Bantam BRC-40, от производства джипа вскоре отказалась, удовольствовавшись впоследствии производством прицепов к ним. Потеряла интерес к "джипам" и "Форд Моторс". И лишь уступая настойчивым обращениям военного ведомства США, компания в конце 1941 года согласилась, а с начала 1942 года приступила к производству машин по чертежам фирмы "Виллис Оверленд". Появившаяся в результате модель "Ford GPW" конструктивно отличается от "Willys MB" лишь незначительными деталями.
"Willys MB" представляет собой вездеходный автомобиль с двумя ведущими мостами (колёсная формула 4х4), приводимыми в движение двумя открытыми трубчатыми карданными валами, и продольным расположением 60-сильного двигателя. Цвет - "армейский однотонный оливковый № 40973", матовый. Максимальный угол въезда - 45 град, съезда - 35 град. Фары подвешены на специальных кронштейнах за решёткой радиатора и находятся в круглых прорезях решётки радиатора, причём вся фара целиком оказывается в моторном отсеке. Фара может быть откинута вверх, относительно кронштейна, и закреплена барашковой гайкой. При этом она освещает моторный отсек. Никаких маскировочных устройств к фарам не полагалось. Указатели поворотов не предусмотрены. Были и 12-вольтовые машины связи, однако их число было крайне невелико. Отрицательный провод на массу. К капоту обычно были прикручены два буковых бруска с брезентовой прокладкой наверху. Ветровое стекло (по-американски "ветровой щит") может быть положено и зафиксировано на капоте на брусках при помощи специальных защёлок. Средняя "продолжительность жизни" джипа во фронтовых условиях - 90 дней. Брезентовые боковины для защиты при движении от брызг крепятся за отверстия вокруг вырезов дверей. Но в стандартную комплектацию "виллисов", поставлявшихся в СССР, боковины не входили. На корме виллиса крепятся запасное колесо и запасная канистра. Канистры в стандартнуяю комплектацию машины не входили. Они считались дополнительным оборудованием и выдавались в части, поэтому на машинах встречались канистры четырёх типов. Американцы ставили на машины пулемёты на специальных стойках между передними сиденьями. Ёмкость топливного бака - 55 л. Плюс 20 л в канистре. Запас хода по бездорожью - около 390 км, по шоссе - около 580 км. Грузоподъёмность штатного буксируемого прицепа - 250 кг. Зеркало заднего вида только с левой стороны. На внутренней и наружной стороне бортов кузова имеются ремни для крепления сапёрного инструмента. Бензобак расположен под сиденьем водителя. Для заправки надо снять подушку сиденья. Стартер запускается педалью-кнопкой правее акселератора. Кнопка-педаль переключателя света фар с ближнего на дальний и наоборот. На каждой щётке стеклоочистителя имеется рукоятка, выходящая внутрь салона. Щётки соединены между собой планкой. Ветровое стекло в раме может быть поднято вперёд до горизонтального положения и закреплено с помощью кулис. На конце заводной рукоятки храповик, а на двигателе шпилька. С внутренней стороны капота закреплён солидолонагнетатель. Заднее сиденье двухместное. Освещение щитка приборов двумя наружными лампочками в грибках. Канистра закреплена ремнём.
"Клондайк по имени "джип". Василий Тарасов. Журнал "Игрушки для больших" № 3 2001 г.)
Краткая техническая характеристика Villys МВ:
Грузоподъёмность - 250 кг
Вес автомобиля без груза - 1020 кг
Колёсная формула - 4х4
Габариты - 3335 х 1585 х 1830 мм
Максимальная скорость по шоссе - 104 км/час
Кузов - открытый, со съёмным тентом
Мест - 4
Двигатель: карбюраторный, бензиновый, 4-цилиндровый, нижнеклапанный, коленчатый вал с противовесами; цепной привод распреденительного вала
Мощность - 60 л.с. при 3600 об/мин
Рабочий объём - 2,2 л
Степень сжатия - 6,48
Карбюратор - двухдиффузорный WO-539S с падающим потоком и комбинированным способом компенсации рабочей смеси
Ёмкость топливного бака - 57 л, расположен под сиденьем водителя
Эксплуатационная норма расхода бензина - 14 л/100 км
Напряжение - 6 в
Сцепление - однодисковое, сухое
Коробка передач - 3-ступенчатая с синхронизаторами на 2-ой и 3-ей передачах
Раздаточная коробка - с демультипликатором
Главная передача - гипоидная
Передаточное число главной передачи - 4,88
Подвеска - на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами
Размер шин - 6,00-16
Тип рулевого механизма - червяк и кривошип с двумя пальцами
Наименьший радиус поворота по колее переднего наружного колеса - 5,9 м
Рабочие тормоза - колодочные, с гидравлическим приводом
Стояночный тормоз - ленточный наружный на карданном валу с механическим приводом от рычага
Буксирных приспособлений спереди нет, сзади - крюк. Отрицательный полюс соединён на массу; два задних фонаря сигнализируют о торможении; ножной переключатель ближнего и дальнего света фар. В приводе передних колёс шариковые карданы постоянной угловой скорости.
Колёсные диски состоят из двух половинок, стянутых восемью болтами с гайками. Внутри диска устанавливался дополнительный стальной обод (американцы его называли "боевой обод"), который, если колесо пробито, обеспечивал движение машины ещё какое-то время, прежде чем покрышка приходила в полную негодность.
Источники информации:
"Устройство и эксплоатация автомобиля". А. В. Карягин, Г. М. Соловьёв, И. Л. Крузе. Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР. 1948 г.
"Домкрат почни не нужен". Виталий Тарасов. Журнал "Игрушки для взрослых" № 2 2001 г
< < <к списку         на главную          дальше> > >