ЗиС-151

В 1946 году была изготовлена и испытана опытная модель полноприводного трёхосного грузового автомобиля ГАЗ-33. На всех мостах машины были установлены односкатные колёса, что значительно повышало проходимость, но мощности 70-сильного двигателя ГАЗ-51 было недостаточно. В это время на автомобильном заводе имени Сталина (ЗиС) имелся подходящий двигатель ЗиС-120 и решением Министерства автомобильной промышленности СССР опытный образец ГАЗ-33 и всю документацию Горьковский автозавод передал в Москву на ЗиС. Новому автомобилю предстояло заменить устаревший грузовик ЗиС-6 и стать унифицированным с базовым грузовиком ЗиС-150. Проектирование ЗиС-151 велось группой конструкторов (С. И. Кузнецов, Г. Б. Арманд, Г. И. Праль К. М. Андросов, С. Т. Деев, Антонов и др.) под руководством Г. А. Сонкина. В мае 1946 года был построен первый опытный экземпляр, в отличии от ГАЗ-33 имевший двойную ошиновку задних колёс, а осенью был готов второй опытный образец имевший уже односкатные задние колёса и кабину с оперением от ЗиС-150. Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трёхосных автомобилей Studebaker и International, и двух опытных ЗиС-151, ЗиС-151 с одинарной ошиновкой задних колёс показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость, кроме движения по болотистой луговине. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двухскатных задних колёс. 14* апреля 1948 года выпущена первая партия грузовиков ЗиС-151, а с 8 октября началась плановая сборка.

Автомобиль ЗиС-151 представляет собой трёхосный грузовик повышенной проходимости со всеми ведущими осями и являлся основным транспортом Советской Армии. Кабина - трёхместная; сиденья водителя и пассажиров - раздельные (пассажирское - двухместное). На машинах первых выпусков устанавливалась деревометаллическая кабина, впоследствии заменённая на цельнометаллическую. V-образное лобовое стекло состояло из двух половинок, из которых левая (водительская) крепилась на верхних петлях, могла откидываться вперёд и фиксировалась в открытом положение с помощью кулис с заворачивающимися "барашками"; стекло на задней стенке кабины снаружи было защищено решёткой; опускающиеся боковые стёкла в дверях не имели поворачивающихся форточек. Для вентиляции кабины использовался открывающийся люк перед лобовым стеклом. Ветровые стёкла кабины снабжены стеклоочистителями с пневматическим приводом, включённым в систему пневматического привода тормозов. Стеклоочистители имеют рычаги, позволяющие приводить их в движение вручную и устанавливать щётки в крайнее положение. Необычно, по сегодняшним меркам, расположение замка зажигания. Он находился справа от воздушного манометра, расположенного по центру приборной панели, т.е. на правой половине панели. Включение стартера осуществлялось от отдельной кнопки на передней панели, слева от щитка приборов. На автомобиле ЗиС-151 до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120 мощностью 90 л.с. с карбюратором МКЗ-14В восходящего потока. Карбюратор был отлит из чугуна. Этот двигатель применялся также на грузовом автомобиле ЗиС-150. С середины 1950 года на ЗиС-151 устанавливался двигатель ЗиС-121 мощностью 92 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем числа оборотов) с карбюратором К-80Б с нисходящим потоком. ЗиС-121 представляет собой рядный, 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный двигатель рабочим объёмом 5,55 л приспособленый для работы на автомобильном бензине марки А-66. Максимальная скорость составляла 65 км/час. Позже на двигателе стал устанавливаться карбюратор К-84, а мощность возросла до 98 л.с. Для удаления накипи из водяной рубашки блока на левой стенке имеется люк, который закрывается крышкой, привёрнутой болтами к блоку. Головка блока цилиндров отлита из чугуна и крепится к блоку двадцатью тремя болтами и семью гайками на шпильках. Доступ к двигателю осуществлялся при помощи подъёмных складывающихся боковин капота. Коробка передач - 5-ступенчатая, причём четвёртая передача - прямая, а пятая, ускоряющия, предназначалась только для движения по хорошей дороге без нагрузки или с неполной нагрузкой. Двухступенчатая раздаточная коробка соединена с коробкой передач промежуточным карданным валом. Разъёмные ведущие мосты почти без изменений заимствованы от грузового автомобиля ГАЗ-51, именно поэтому они имеют одинарную главную передачу в отличии от заднего моста ЗиС-150 у которого главная передача двойная. Непроходной средний ведущий мост предопределил необходимость дополнительного карданного вала, в связи с чем число карданных валов в приводе к ведущим колёсам равнялось пяти. В приводе на передние ведущие колёса применены шаровые карданы равных угловах скоростей. Привод переднего моста - отключаемый. Передняя подвеска - рессорная, с рычажными гидравлическими амортизаторами; задняя - рессорная балансирная. В случае необходимости (например, для преодоления труднопроходимых участков пути), допускается установка сдвоенный колёс на передний мост. Именно поэтому колёса переднего моста крепятся, как и задние, футорками. Два запасных колеса установлены в колёсодержателе с откидными захватами, помещённом между кабиной и платформой. Шины низкого давления размером 8,25-20" с глубоким рисунком протектора (для автомобиля без лебёдки допускается установка шин высокого давления 34Х7"). Для преодоления особо трудных участков пути совместными действиями двух или нескольких автомобилей ( толкачей), сзади автомобиля установлены специальные буферы, расположенные на одной высоте с передним бампером. Рабочие тормоза - барабанные, с пневматическим приводом; стояночный - дисковый, установлен на выходном валу раздаточной коробки. Грузовая платформа - деревянная. Вдоль боковых бортов установлены откидывающиеся скамейки, которые в откинутом положении увеличивают высоту бортов. Число мест - 16-18, а с дополнительноей скамейкой - 21. Задний борт откидной, с двумя подножками, подвешенными на шарнирах. В платформе предусмотрены гнёзда для постановки дуг тента. Погрузочная высота - 1250 мм. В задней части под платформой имеются два ящика для инструмента. На автомобиле устанавливались две аккумуляторные батареи 3-СТ-112 или 3-СТ-84ПД соединённые последовательно, положительные клеммы источников тока соединены с металлическими частями (массой) автомобиля. Для предохранения фар перед ними установлены защитные решётки. Сзади с левой стороны под кузовом устанавливался двухсекционный фонарь красного цвета для подачи стоп-сигнала и обозначения габарита. Грузовик не имел отопителя кабины, усилителя рулевого управления, указателей поворота.

В 1952-1953 годах тормозная система дополнилась выводной магистралью с тормозным краном управления тормозной системой прицепа. До 1953 года щиток приборов неразборного типа имел цельное стекло, а сами приборы были прямоугольной формы. С 1953 года на щитке стали устанавливаться выемные приборы круглой формы, освещались они не изнутри, а снаружи двумя лампочками, размещёнными в выступающих из щитка колпачках. С середины 1953 года электрическая кнопка включения стартера заменена педалью. В этом же году компрессор пневматического привода тормозов получил водяное охлаждение головки (до этого применялся компрессор с воздушным охлаждением), а электрический сигнал перенесён с головки двигателя на моторный щит кабины. В 1956 году завод был переименован в ЗиЛ (завод имени Лихачёва) и над радиаторной решёткой вместо абревиатуры ЗиС стали штамповать ЗиЛ. В этом же году в подфарниках стали устанавливать двухнитивые лампы, а сзади два дополнительных фонаря указателей поворота. 18 сентября 1958 года с конвейера сошёл последний автомобиль ЗиЛ-151 и завод перешёл на производство трёхосных полноприводных грузовиков ЗиЛ-157.

Технические характеристики автомобиля ЗиС-151:
Колёсная формула - 6Х6
Грузоподъёмность: на грунтовых дорогах - 2500 кг, на дорогих с твёрдым покрытием - 4500 кг
Снаряжённая масса - 5580 кг (с лебёдкой - 5840 кг)
Полная масса - 10230 кг (с лебёдкой - 10490 кг)
Полная масса буксируемого прицепа - 3600 кг
Габариты - 6930 (с лебёдкой - 7250) Х 2320 Х 2310 (по тенту - 2740 мм)
Внутренние размеры платформы - 3565 Х 2090 Х 355 мм (с учётом решётки бортов - 926 мм)
База - 3665+1120 мм
Колея: передних колёс - 1590 мм, задних - 1720 мм
Дорожный просвет - 260 мм
Наименьший радиус поворота по колее переднего наружного колеса - 11,2 м
Преодолеваемый угол подъёма - 30 град
Угол бокового крена - 25 град
Глубина преодолеваемого брода - 0,8 м
Двигатель: модель - ЗиС-121, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный
Степень сжатия - 6,0
Рабочий объём - 5,55 л
Мощность - 92 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем числа оборотов), максимальная мощность - 95 л.с. при 2800 об/мин
Сцепление - двухдисковое, сухое
Коробка передач - 5-ступенчатая
Раздаточная коробка - 2-ступенчатая
Размер шин - 8,25-20"
Подвеска - рессорная, передняя с гидравлическими рычажными амортизаторами
Тормоза - колодочные, с пневматическим приводом
Эксплуатационный расход топлива - 40 л, при езде по бездорожью - 55 л/100 км
Применяемое топливо - бензин А-66
Ёмкость двух топливных баков - 300 л

Некоторые модификации и модели на шасси ЗиС-151:
ЗиС-151А -с лебёдкой
ЗиС-151Г - опытный, с односкатной ошиновкой и наружным подводом воздуха для регулировки давления воздуха в шинах. Прототип ЗиЛ-157
ЗиС-151Д - с экранированным электрооборудованием
ЗиС-121Б -седельный тягач
ЗиС-153 -полугусеничный, опытный
АЛМ-32(151) мод. ЛЕ -автолестница пожарная
АРС-12 -авторазливочная станция армейская
АХП-1,6(151) мод. 16 - пожарный автомобиль химического пенного тушения
БАВ (ЗиЛ-485) -большой автомобиль водоплавающий
БМ-13Н "Катюша" -боевая машина реактивной артиллерии
БТР-152 -бронетранспортёр
ВАРЭМ-1, ВАРЭМ-2, ВАРЭМ-3, ВАРЭМ-3д - войсковая армейская ремонтно-эксплуатационная мастерская на шасси ЗиС-151А
ВСК -компрессорная станция
Д-232 -шнекороторный снегоочиститель
ДКА-025 -экскаватор
КММ -колейный механизированный мост
ПМЗ-13 -автоцистерна пожарная
ПМЗ-15 - аэродромный пожарный автомобиль
ПМЗ-17 - автоцистерна пожарная
Т-13,5 -автовышка телескопическая

Источники информации:
"Устройство автомобиля". В. И. Анохин. Изд "Сельхозгиз". 1953 г.
"Автомобиль ЗИС-151". Г. Б. Арманд, С. И. Кузнецов. Военное издательство министерства обороны Союза ССР. Москва. 1955 г.
"Устройство автомобиля". В. И. Анохин. Изд "МАШГИЗ". 1956 г.
"Тракторы и автомобили". С. М. Давидович, К. И. Тальвик. Изд "Сельхозгид". 1958 г.
"История Московского автозавода имени И. А. Лихачёва". Изд "Мысль. Москва. 1966 г.
"Автомобилестроение СССР". Научно-исследовательский институт информации автомобильной промышленности НИИНавтопром. Москва. 1967 г.
"Автомобили России и СССР". Часть первая. Л. М. Шугуров. Изд. "ИЛБИ" и "ПРОСТРЭКС". Москва. 1993 г.
Журнал "Автотрак" №2 2002 г.

*По информации журнала "Автотрак" № 2 2002 г. первые серийные ЗиС-151 сошли с конвейера 2 апреля 1948 года.

< < <к списку         на главную          дальше> > >