Пусковая установка 9П71 с ракетой 9М714 ракетного комплекса 9К714 "Ока"

Оперативно-тактический мобильный ракетный комплекс 9К714 "Ока", разработанный в КБ машиностроения (г.Коломна) под руководством главного конструктора С. П. Непобедимого, призван был заменить собой ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус". В 1976 году были произведены первые пуски ракет нового комплекса, в 1983 году он был принят на вооружение Советской Армии и в 1986 году комплекс начал поступать в войска. В состав комплекса "Ока" входили: ракета 9М714; пусковая установка 9П71; транспортно-заряжающая машина 9Т230; транспортная машина 9Т240; вспомогательное оборудование. На западе комплекс получил обозначение SS-23 "Spider" ("Паук").

Одноступенчатая твердотопливная ракета 9М714, могла комплектоваться боевыми частями различного типа. Ракета 9М714К имела обычную боевую часть весом 715 кг. Длина ракеты - 7516 мм, стартовый вес - 4630 кг. Ракета 9М714В комплектовалась ядерной боевой частью весом 375 кг и мощностью в 10-50 килотонн. Длина ракеты - 7315 мм, стартовый вес - 4400 кг. Смена головных частей производилась на стартовой позиции за 15 минут. Максимальный диаметр ракет - 970 мм. Четыре решётчатых аэродинамических руля в хвостовой части ракеты предназначены для управления на начальном участке траектории. В полёте ракета управлялась системой наведения и могла быть перенаправлена на другую цель, как неподвижную, так и движущуюся. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км. Минимальная дальность стрельбы - 50 км. Наибольшая высота баллистической траектории - 120 км. Скорость, развиваемая на начальном участке траектории - в четыре раза выше скорости звука. Вероятное круговое отклoнение oт цели - около 30 м.

Пусковая установка 9П71 создана на плавающем полноприводном четырёхосном шасси БАЗ-6944. V-образный дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. установлен в моторном отсеке, расположенным за кабиной. Два радиатора жидкостной системы охлаждения двигателя выведены на противоположные борта кузова. На шасси применена трансмиссия с бортовой схемой привода, 5-ступенчатой гидромеханической передачей, двухступенчатой раздаточной коробкой с межбортовым дифференциалом и колёсными редукторами. Подвеска всех колес - независимая торсионная. Два передних и два задних моста - сближены, а колёса мервых двух мостов - управлямые. Посадка экипажа в кабину происходит через два откидных прямоугольных люка в крыше кабины. Створки люков откидываюстя вверх в сторону центра кабины. Боковые окна кабины открываются против хода машины и фиксируются в открытом положении на боковине кабины. БАЗ-6944 оснащён системой регулирования давления воздуха в широкопрофильных шинах. Максимальная скорость - 65 км/час. На плаву машина передвигалась со скоростью 8-10 км/час за счет работы двух водометных движителей, установленных по углам в кормовой части. При движении по суше водомёты закрываются заслонками.
Пусковая установка оборудована испытательно-пусковым оборудованием, средствами связи и токопривязки, системой прицеливания. Время готовности к пуску - менее 5 мин. Прицеливание осуществляется при горизонтальном положении ракеты. Для поднятия ракеты из транспортного положения в положение пуска, крыша кузова выполнена в виде раздвижного двухстворчатого люка, створки которого горизонтально сдвигаются на боковые стороны. Время поднятия ракеты в стартовое (вертикальное) положение - 20 сек. Для стабилизации пусковой установки во время пуска ракеты применены четыре гидравлические опоры, выдвигаемые по углам машины. Боевой расчёт - 3 чел. Полная масса пусковой установки 9П71 - 29100 кг. Габариты - 11760 Х 3130 Х 3000 мм. Запас хода - 700 км.

Транспортно-заряжающая машина 9Т230 также создана на шасси БАЗ-6944 и перевозила две ракеты. Кран для перегрузки распологался между ракетами. Отсек с ракетами закрывался сверху брезентом. Полная масса - 29985 кг. Габариты - 11800 Х 3000 Х 3000 мм.
Перевозка ракеты осуществлялась с помощью транспортной машины 9Т240 (седельный тягач ЗИЛ-131 с двухосным полуприцепом) в специальном контейнере 9Я249 отдельно от боевой части. Для перевозки боевой части использовался контейнер 9Я251.

В декабре 1987 г. между СССР и США был подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Ракета 9М714 фигурировала в договоре под индексом ОТР-23. В 1989 г. было уничтожено более 200 ракет и 102 пусковые установки.

Источники информации:
"SCUD советские мобильные комплексы баллистических ракет". Серия "Военные машины" № 37. П. Н. Сергеев. Город Киров. 2000 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >