Гаубица Д-30

    122-мм гаубица Д-30 (2А18) была разработана в 1960 году в свердловском ОКБ-9 артиллерийского завода имени М. И. Калинина («Завод № 9») под руководством Ф. Ф. Петрова взамен гаубицы М-30 и является основным огневым средством дивизионной и полковой артиллерии. Для стрельбы из гаубицы Д-30 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочными, осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми, осветительными и агитационными снарядами, а также снарядами с готовыми убойными элементами. Наибольшая дальность стрельбы составляет 15,3 км. Гаубица Д-30 предназначена для выполнения следующих основных задач:
  - уничтожение и подавление живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа;
  - разрушение дзотов и других сооружений полевого типа;
  - проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях;
  - борьбы с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.

    Гаубица имеет три станины: одну неподвижную и две подвижные. Нижний станок является основанием вращающейся части гаубицы. К патрубку нижнего станка приварена неподвижная станина, две другие станины крепятся к нему шарнирно. При переводе гаубицы из транспортного положения в боевое производится подъём гаубицы механическим домкратом посредством вращения двух рукояток. Колёса откидываются к верхнему станку, вращающемуся вкруговую, а лафет опускают на землю. На гаубице Д-30А применён гидравлический домкрат с ручным гидравлическим насосом. В боевом положении подвижные станины разводятся под углом 120 град относительно неподвижной станины и в этом положении фиксируются стопорами. На концах всех трёх станин вбиваются в землю трёхгранные сошники. В походном положении подвижные станины сводятся к неподвижной и крепятся к ней стяжным устройством; неподвижная станина соединяется специальной рамкой со стволом у его дульной части. Гаубицу возят стволом вперед: все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. К левой станине приварены два держателя и упор для держателя кувалды и два держателя для крепления двух лопат. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от -5 до +18 град и стрельбу при углах возвышения от -7 до +70 град, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами. Механизм блокировки не позволяет произвести спуск ударника при угле возвышения ствола более 18 град, если казенник расположен над любой из станин. Скорострельность гаубицы составляет 6-8 выстрелов в минуту. Время перевода из походного положения в боевое и обратно занимает 1,5-2,5 мин. Ствол оборудован дульным тормозом с боков которого имеется по шесть окон через которые при выстреле проходят пороховые газы. Эффективность дульного тормоза около 50%. На гаубицах Д-30А установлен двухкаморный литой дульный тормоз. На переднем срезе дульного тормоза нанесены четыре взаимно перпендикулярные риски для установки нитей перекрестия при проверки прицельных приспособлений. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и наката веретённого типа и гидропневматического накатника. На гаубице противооткатные устройства размещаются над стволом в люльке. Справа – тормоз отката, слева – накатник, если смотреть со стороны казенной части орудия. Механизмы подъёма и поворота секторного типа приводятся в действие маховиками с рукояткой посредством червячной передачи. Быстрый поворот ствола гаубицы на большой угол в горизонтальной плоскости производится силами расчёта вручную повёртывая гаубицы за ствол в нужное направление (механизм поворота при этом отключается). Правая и левая половины щита щитового прикрытия устанавливаются под углом 35 град к вертикальной плоскости и соединены с нижним щитком специальными шарнирами. Правая и левая половины щита быстросъёмные. Прицел ОП4М-45 является основным прицелом при стрельбе прямой наводкой по движущимся и неподвижным целям. Для наводки гаубицы в цель при стрельбе с закрытых позиций предназначен механический прицел Д726-45; он может применяться и для стрельбы прямой наводкой при отсутствии прицела ОП4М-45. В качестве визирного и угломерного устройства в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М. На марше вырез для панорамы и окно для прицела ОП4М-45 закрываются дверками.

    Для освещения прицельных приспособлений и рабочих мест командира орудия и установщика при стрельбе в условиях прохой видимости и ночью предназначен прибор освещения "Лучь" Д-726. Аккумуляторная батарея напряжением 3,5 В, питающая лампочку типа карманного фонаря, состоит из двух последовательно соединённых щелочных элементов НКН-10 или НК-13, вставленных в железную коробку с крышкой. На задней стенке коробки имеется пружинная скоба, которой она закрепляется на поясном ремне; на боковых стенках коробки имеются скобы для крепления плечевого ремня. Аккумуляторная батарея, предназначенная для освещения прицелов и панорамы, закрепляется на щите гаубицы; две аккумуляторные батареи надевают на себя командир орудия и установщик; одна аккумулятрная батарея предназначена для освещения сетки коллиматора. Имеются также фонари освещения прицелов и панорамы. Освещение рабочего места командира - представляет собой провод, на одном конце которого имеется патрон с лампочной и рефлектором, а на другом - фишка для включения в штепсельную вилку аккумуляторной батареи. Патрон имеет скобу для закрепления на поясном ремне. Освещение рабочего места установщика состоит из провода с кожаной перчаткой, которая надевается на левую руку установщика. Патрон с лампочкой закреплён на стойке, вшитой в кожаную перчатку установщика.

    Ходовая часть с торсионным подрессориванием рычагов колёс монтируется в патрубках верхнего станка. Средством тяги гаубицы первоначально являлся артиллерийский тягач АТ-П. Мог быть использован также артиллерийский тягач АТ-Л и автомобили ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131, а позднее и Урал-4320. Колёса использованы от грузовых автомобилей ЗиЛ-150 с шиной ГК9.00-20 или ЗиЛ-130 с пневматической шиной 260-508. Шина ГК состоит из покрышки и губчатой массы, заполняющей полость покрышки. Для соединения гаубицы с тягачом при транспортировке служит шкворневая балка, расположеная на дульном тормозе. Шкворневая балка имеет два походных положения (верхнее и нижнее) и боевое. При перевозке тягачами АТ-П и АТ-Л шкворневая балка устанавливается в нижнем положении (под дульным тормозом). При перевозке автомобилями шкворневая балка устанавливается в верхнее положение (над дульным тормозом). На некоторых гаубицах шкворневая балка имеет одно походное и одно боевое положения. Вдоль балки приварены два поручня, за которые поднимают переднюю часть гаубицы при соединении её с тягачом. Наибольшая допустимая скорость транспортирования гаубицы по хорошим дорогам (с асфальтированным или бетонным покрытием) до 60 км/час. Боеприпасы перевозятся на тягаче. Для перекатывания на небольшие расстояния силами расчёта гаубица укомплектована специальным съёмным катком. При перекатывании системы вручную можно пользоваться лямками, имеющимися в ЗИП. Для транспортировки гаубицы тягачом по глубокому снежному покрову предназначена лыжная установка. Колёса гаубицы помещаются в специальные гнёзда в двух лыжах и фиксируются накидными цепями. Стрельба с лыжной установки невозможна.

    Транспортное электрооборудование смонтировано на левом съёмном щитке щитового прикрытия. Электрооборудование гаубицы включается в электрическую цепь тягача и загорается габаритный фонарь; на марше при торможении тягача зажигается фонарь "стоп-сигнал". На гаубицах другого варианта электрооборудование смонтировано на щитовом прикрытии гаубицы и состоит из левого и правого фонарей. Фонари расположены на верхней части левого и правого съёмных щитов щитового прикрытия. Фонари выполняют функцию задних габаритных огней артпоезда, сигналов торможения и указателей поворота. Коробка для укладывания кабеля с вилкой закреплена на левом съёмном щите щитового прикрытия.

    В период с 27 августа по 1 сентября 1974 года Командующим ВДВ генералом армии Маргеловым В. Ф. были проведены сборы руководящего состава ВДВ с проведением опытного тактического учения, на котором в частности было проведено, впервые в Вооружённых Силах, опытное десантирование 122-мм гаубицы Д-30 с двумя членами экипажа в кабине совместного десантирования. Первыми в ВДВ совместно с техникой десантировались воины артилерийского полка 104 ВДД гвардии сержант Кольцов С. М. и гвардии ефрейтор Козьмин С. М.

    Гаубица Д-30 состояла на вооружении около 55 стран мира и применялась во всех вооружённых конфликтах второй половины ХХ века. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок, в частности 2С1 Гвоздика. Последние промышленно выпускавшиеся модификации Д-30, имевшие обозначения Д-30А (2А18М), имеют небольшие конструктивные отличия.

    Основные технические данные:
Калибр - 122 мм
Начальная скорость:
  осколочно-фугасной гранаты (заряд полный) - 690 м/сек
  осколочно-фугасной гранаты (заряд уменьшенный, переменный) - 276-565 м/сек
  кумулятивного снаряда - 740 м/сек
Наибольшая дальность стрельбы - 15 300 м
Масса осколочно-фугасного снаряда - 21,76 кг
Масса кумулятивного снаряда - 14,08 кг
Масса заряда (полного) - 3,800 кг
Длина ствола с дульным тормозом - 4785 мм (39,5 калибра)
Длина ствола без дульного тормоза - 4270 мм (35,5 калибра)
Длина нарезной части - 3400 мм
Число нарезов - 36
Наибольший угол возвышения - 70 град
Нормальная длина отката - 740-930 мм
Предельная длина отката - 940 мм
Габариты в походном положении - 5400 х 1950 х 1660 мм
Высота в боевом положении - 1420 мм (по щиту)
Высота линии огня - 900 мм
Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0 град - 7800 мм
Дорожный просвет - около 325-345 мм
Ширина хода - 1850 мм
Масса в боевом положении - 3200 кг
Масса в походном положении - 3290 кг
Масса лыжной установки - 270 кг
Скорострельность - 6-8 выст/мин
Время перевода из походного положения в боевое - 1,5-2,5 мин
Наибольшая скорость передвижения по хорошим дорогам - до 60 км/час
Боевой расчет - 7 чел

    Источник информации: "122-мм гаубица Д-30 (2А18)". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть I. Военное издательство министерства обороны СССР. 1980 г.

< < <к списку         на главную          дальше> > >