Поскольку техническим заданием на разработку семейства большегрузных автомобилей ЗиЛ-133 была установлена грузоподъемность автомобиля, равная 8 т, и одновременно ограничена осевая нагрузка на дорогу, определилось основное конструктивное решение поставленной задачи - автомобиль должен быть трехосным. В связи с тем, что автомобиль предназначался для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых, а также для работы с сельскохозяйственными уборочными машинами, была принята конструктивная схема с колесной формулой 6х4, т.е. с двумя ведущими мостами задней тележки. Ведущим конструктором семейства большегрузных автомобилей ЗиЛ-133 был Михаил Васильевич Кашлаков.
Все автомобили семейства первоначально проектировались как тягачи для работы в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. Однако в связи с необходимостью ступенчатого ввода в производство новых узлов и агрегатов автомобилей этого семейства решено было начать его выпуск с одиночного автомобиля ЗиЛ-133Г1, установив на нем силовой агрегат ЗиЛ-130, т.е. бензиновый двигатель со сцеплением и коробкой передач, находящийся на производстве и хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации. Следующим этапом внедрения нового семейства в производство стала установка на автомобиль силового агрегата КамАЗ-740 с дизелем большой мощности и усиленной карданной передачей. В ноябре 1979 года были собраны первые пятьдесят трёхосных автомобилей получивших обозначение ЗиЛ-133ГЯ. Значительный запас мощности даже при работе в составе автопоезда с прицепом и хорошие динамические и топливно-экономические показатели, полученные во время заводских испытаний, позволили поднять его грузоподъемность до 10 т. Автомобиль ЗиЛ-133ГЯ с грузовой платформой предназначен для перевозки различных грузов по дорогам с асфальтовым (бетонным) покрытием. Основным прицепом для автомобиля-тягача ЗиЛ-133ГЯ является прицеп ГКБ-8350 грузоподъёмностью 8 т.
Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ оборудован двигателем КамАЗ-740 (первоначально ЯМЗ-740) мощностью 210 л. с. в специальной комплектации, предназначенной только для этих автомобилей. Силовой агрегат состоит из четырёхтактного V-образного восьмицилиндрового дизеля жидкостного охлаждения, двухдискового сцепления и десятиступенчатой коробки передач. На каждый цилиндр устанавливается отдельная головка из алюминиевого сплава. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах на автомобилях ЗиЛ-133ГЯ применяются электрофакельный и предпусковой подогреватели. Масляный радиатор трубчато-пластинчатого типа, двухрядный установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Десятиступенчатая коробка передач состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного делителя передач. Управление механизмом переключения передач делителя осуществляется пневмомеханической системой с предварительным (преселекторным) выбором передачи. На автомобиле применена проходная карданная передача. Редуктор промежуточного моста отличается тем, что в нём установлены межосевой дифференциал с механизмом блокировки. Главные передачи ведущих мостов одинарные гипоидные. Управление механизмом блокировки осуществляется пневматическим краном, установленном в кабине водителя. Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах снабжена двумя амортизаторами телескопического типа двустороннего действия. Задняя подвеска выполнена на двух продольных полуэллиптических балансирных рессорах с реактивными штангами.
Рулевое управление с гидроусилителем, объединённым в одном агрегате с рулевым механизмом. Рулевой механизм имеет винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку-поршень с зубчатым сектором. Винт рулевого механизма соединён с колонкой рулевого управления карданным валом. Радиатор охлаждения масла гидроусилителя руля установлен перед радиатором охлаждения двигателя и представляет собой U-образную оребрённую алюминиевую трубу. Тормоза включают четыре основные тормозные системы: рабочую тормозную систему, запасную тормозную систему, стояночную тормозную систему, вспомогательную тормозную систему. Механизм вспомогательной тормозной системы представляет собой заслонку моторного тормоза, установленную в специальном корпусе, к которому подходят патрубки приёмных труб глушителя. Заслонка соединена с пневматическим цилиндром привода. Электрооборудование постоянного тока с двумя номинальными напряжениями: 24 В - в режиме пуска и 12 В - в остальных режимах. На автомобиле установлены две аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР. Генератор типа Г287В. Номинальный ток, вырабатываемый генераторм 85 А. Стартер СТ142Б мощностью 10,5 л.с. Кабина автомобиля ЗиЛ-133ВЯ аналогична кабине грузового автомобиля ЗиЛ-130. Единственное бросающееся в глаза отличие - изменённая, далеко выдающаяся вперёд радиаторная решётка. Вентиляция кабины осуществляется через вентиляционный люк в крыше кабины, опускаемые стёкла и поворотные форточки дверей кабины. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через вентиляционный канал в правом брызговике крыла. Кабина трёхместная: отдельное сиденье водителя и двухместное пассажирское сиденье. Под пассажирским сиденьем предусмотрено место для хранения инструмента. Механизм стеклоочистителя оснащён пневматический приводом с бесступенчатой регулировкой скорости движения двух щёток. Омыватель ветрового стекла приводится в действие вакуумным насосом с ножным приводом, расположенным под левой ногой водителя на наклонном листе пола кабины. Двери кабины открываются нажанием на кнопку в дверных ручках.
На автомобиле установлена деревянная бортовая платформа с откидными бортами - четырьмя боковыми и одним задним. Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса. Настил пола деревянный, щитовой. В бортах платформы имеются гнёзда для установки каркаса тента типа "домик". Тент изготовлен из лавсановой ткани с полихлорвилилхлоридным покрытием. Передний и боковые борта снабжены съёмными надставками. Между боковыми бортами имеются откидные стойки, закреплённые шарнирно и стягивающиеся между собой цепью. На автомобиле устанавливаются пневматические камерные шины 260-508Р. Внутренние колёса промежуточного и заднего ведущих мостов закрепляются колпачковыми гайками (футорками). Шпильки и гайки крепления колёс правой стороны имеют правую резьбу, левой стороны - левую резьбу. Запасное колесо установлено горизонтально на кронштейне под передней частью платформы с правой стороны. Подъём запасного колеса осуществляется с помощью переносной ручной лебёдки навешиваемой на скобу платформы. Подножка на переднем бампере представляет собой жёсткую скобу.
    Краткая техническая характеристика ЗиЛ-133ГЯ:
Грузоподъёмность - 10 000 кг
Снаряжённая масса - 7 610 кг
Полная масса - 17 835 кг
Полная масса буксируемого прицепа - 11 500 кг
Нагрузка на переднюю ось при снаряжённой массе - 3 290 кг
Нагрузка на заднюю тележку при снаряжённой массе - 4 320 кг
Нагрузка на переднюю ось при полной массе - 4 460 кг
Нагрузка на заднюю тележку при полной массе - 13 375 кг
Габариты - 9250 х 2500 х 2405 мм
Погрузочная высота - 1380 мм
Расстояние между осями передней оси и среднего моста - 4610 мм
База тележки - 1400 мм
Колея передних колёс - 1835 мм
Колея задних колёс - 1850 мм
Угол въезда - 35 град
Угол съезда - 27 град
Дорожный просвет:
    под передней осью - 340 мм
    под задними мостами - 235 мм
Внутренние размеры грузовой платформы - 6100 х 2328 х 575 мм, высота с надставными бортами - 926 мм
Двигатель - дизель КамАЗ-740, 8-цилиндровый, V-образный
Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8
Диаметр цилиндра и ход поршня - 120 х 120 мм
Рабочий объём - 10,85 л
Степень сжатия - 17
Номинальная мощность 210 л.с. при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент - 65 кгс/м при 1500-1800 об/мин
Максимальная частота вращения коленчатого вала - 2930 об/мин
Минимальная частота вращения коленчатого вала - 600 об/мин
Передаточные числа коробки передач:
    I - 7,82
    II - 4,03
    III - 2,50
    IV - 1,53
    V - 1,00
Передаточные числа при включении делителя:
    I - 6,38
    II - 3,29
    II - 2,04
    IV - 1,25
    V - 0,815
    З.Х. - 6,02
Максимальная скорость одиночного автомобиля - 85 км/час
Максимальная скорость автопоезда - 80 км/час
Время разгона на прямой передаче со скорости 20 км/час до скорости 60 км/час - 50 сек
Максимальный преодолеваемый подъём:
    одиночным автомобилем - 25%
    автопоездом - 18%
Контрольный расход топлива - 26,6 л/100 км
Выбег со скорости 50 км/час - 900 м
Ёмкость топливного бака - 170 л
Наименьший радиус поворота по оси переднего внешнего колеса - 11,6 м
Габаритный радиус поворота - 12,1 м
Ширина коридора, занимаемого при повороте - 4,3 м
Тормозной путь со скорости 40 км/час:
    одиночного автомобиля - 17,2 м
    автопоезда - 18,4 м
Автомобили ЗиЛ-133ГЯ могут выпускаться в виде шасси без грузовой платформы. Шасси предназначаются для монтажа на них различных кузовов-фургонов, а также для производства различных специализированных и специальных автомобилей: пожарных, цистерн, телескопических вышек, подъемников и лестниц, заправщиков, коммунальных и др.
    Некоторые модели и модификации автомобиля ЗиЛ-133:
ЗиЛ-13300А - седельный тягач
ЗиЛ-13305А - седельный тягач с кабиной типа ЗиЛ-4331 и дизелем ЗиЛ-6454
ЗиЛ-133В - седельный тягач
ЗиЛ-133ВЯ - седельный тягач с кабиной типа ЗиЛ-130 и дизелем КамАЗ-740
ЗиЛ-133Г1 - бортовой автомобиль с кабиной типа ЗиЛ-130 и карбюраторным двигателем ЗиЛ-130
ЗиЛ-133Г2 - бортовой автомобиль с кабиной типа ЗиЛ-130 и карбюраторным двигателем ЗиЛ-130
ЗиЛ-133Г3
ЗиЛ-133Г4 - бортовой автомобиль с кабиной типа ЗиЛ-4331 и дизелем ЗиЛ-645
ЗиЛ-133Г40
ЗиЛ-133Г42
ЗиЛ-133ГЛ
ЗиЛ-133ГТ
ЗиЛ-133Д
ЗиЛ-133Д4 - самосвал с кузовом Нефтекамского завода
ЗиЛ-133Д42 - шасси
ЗиЛ-133ДВ5 - седельный тягач
ЗиЛ-133С - седельный тягач
ЗиЛ-133Я
ЗиЛ-1331А - бортовой автомобиль с кабиной типа ЗиЛ-4331
ЗиЛ-13354 - с бысокой кабиной
ЗиЛ-ММЗ-4516 - самосвал с боковой разгрузкой
ЗиЛ-ММЗ-4320 - самосвал
АВ-40(133Г4) - пожарный автомобиль
АГП-22.03 - автогидроподъёмник
АГП-28 - автогидроподъёмник
АГТ-4000(133Г42) - автомобиль газового тушения пожарный
АКТ-2/2,5(133ГЯ) - автомобиль комбинированного тушения пожарный
АКТ-3/2,5 - автомобиль комбинированного тушения пожарный
АЛ-45(133Г1) - автолестница пожарная
АП-45(133Г4) - автолестница пожарная
АТЗ-10(133Г4) - топливозаправщик
АЦ-40(133Г1)-181 - автоцистерна пожарная
АЦ-40(133ГЯ)-181А - автоцистенна пожарная
АЦ-40(133ГЯ)-203 - автоцистерна пожарная с гидроподъёмником
Диса-6938 - инкассаторский на ЗиЛ-133Д4
КО-429(133Д4) - мусоровоз
КС-3575 - автокран
КС-4579 - автокран
МВ-17-133 - мусоровоз
МДК-133Д4 - универсальная уборочная машина
Мод. 5702 - автомобиль для перевозки цыплят на ЗиЛ-133ГЯ
Мод. 59821 - автомобиль для перевозки спортивных лошадей на ЗиЛ-133Г1
ОдАЗ-5708 - изотермический фургон
ПАЗС-11(133Д42) - передвижная автозаправочная станция
СБ-159Б-1 - автобетоносмеситель
ЦПКТБ-А133 - автомобиль-самопогрузчик
ЭД-403 - пескоразбрасыватель
ЭД-410 - дорожная машина
Источник информации: "Автомобили семейства ЗИЛ-133". Устройство, техническое обслуживание и ремонт. В. П. Митрофанов, Р. А. Меламуд и др. Изд "Транспорт". 1984 г.
замечания, дополнения         на главную          дальше> > >