Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М (большой артиллерийский тягач модернизированный) создан на базе тяжелого гусеничного артиллерийского тягача АТ-Т и предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке войсковых дорог, производстве сборки мостов, расчистке местности от лесопосадок. Путепрокладчик также способен выполнять задачи по прокладке путей на косогорах, валке деревьев, корчёвке пней, дезактивации дорог и местности, отрывке котлованов. Применение БАТ-М в качестве бульдозера всегда является вынужденным, т.к. лопата его не предназначена для землеройных работ. Принят на вооружение в 1963 году. Спереди установлено универсальное бульдозерное оборудование с гидравлическим приводом, способное занимать три положения: бульдозерное, двухотвальное и грейдерное. Для прокладке дорог на крутых склонах БАТ-М оборудована механизмом перекоса бульдозерного отвала относительно машины до 8 град. Спереди бульдозер имеет управляемую лыжу, которая обеспечивает копирование неровностей местности и регулирует степень заглубления ножа бульдозера в грунт. Привод лыжи - гидравлический. Ширина расчищаемого прохода при двухотвальном положении бульдозера - 4,5 м, при бульдозерном положении - 5 м, при грейдерном положении - 3,94 м. Высота бульдозерного отвала - 1,15 м. В транспортном положении бульдозерный отвал закидывается с помощью лебёдки и гидравлической системы самого отвала за кабину, поверх стрелы крана. За кабиной установлен полноповоротный кран грузоподъёмностью 2 т при полном вылете стрелы 5,4 м. Крановое оборудование имеет гидравлический привод механизма поворота и подъёма стрелы. Управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика). Стрела крана обеспечивает работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но из-за малой длины стрелы не позволяет выполнять работы впереди отвала. Путепрокладчик оборудован лебёдкой с выводом троса назад. Тяговое усилие лебёдки - 25,5 т, рабочая длина троса - 100 м. Двигатель мощностью 305 л.с. расположен под полом кабины. Коробка передач - механическая, 5-ступенчатая. Механизмы поворота - планетарные, двухступенчатые. Главный фрикцион - многодисковая, выключающаяся муфта трения (сталь по стали). Тормоза ленточные, с чугунными колодками. Ведущие звёздочки гусениц - передние. Подвеска - независимая торсионная. Электрооборудование - 24 В. Путепрокладчик укомплектован четырьмя кислотными аккумуляторными батареями 6-СТЭН-140. Два крайних лобовых стекла кабины сделаны открывающимися. Они открываются на кулисах вперед-вверх и фиксируются в открытом положении барашками. Для проведения работ в заражённой местности кабина герметизирова. БАТ-М оснащён рентгенометром ДП-3Б, прибором ночного видения ПНВ-57 и радиостанцией. Эти путепрокладчики использовались в ходе ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции в мае 1984 года. Машины применялись в основном для дезактивации заражённых участков местности путём срезания зараженного слоя земли.
Впоследствии путепрокладчик БАТ-М был заменён более совершенной машиной БАТ-2.

Краткая техническая характеристика:
Масса - 27,5 т
Габариты: длина с лыжей - 10,5 м, наибольшая ширина - 5 м, высота - 3,4 м
Колея - 2640 мм
Клиренс - 425 мм
Число траков в каждой гусенице - 93 шт
Максимальный угол преодолеваемого подъема (при движении по сухому грунту) - до 25 град
Максимальный угол крена - до 20 град
Глубина преодолеваемого брода (при твердом грунте) - 1 м
Ёмкость топливных баков - 1070 л
Максимальная транспортная скорость - 35 км/час
Производительность:
          при прокладке колонных путей по стеднепересечённой местности - 1,5-10 км/час
          при устройстве переездов через овраги и съездов к водоёмам - 200-250 куб м/час
          при отрывке котлованов - 100-150 куб м/час
Запас хода - 500 км
Экипаж - 2 чел


Источники информации:
Техническая характеристика из музея артиллерии в Санкт-Петербурге.
"Бронетехника ХХ века: танки, САУ, военные машины". Р. Исмагилов и др. Изд "Русич". Смоленск. 2006 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >