В конце 1930 года в КБ Ижорского завода, расположенного в Колпино под Ленинградом, был спроектирован бронеавтомобиль "Форд А Ижорский", являющийся продолжением идеи конструктора Н. И. Дыренкова. 15 февраля 1931 года два прототипа ФАИ были направлены на испытания в войска. После успешного завершения испытаний ФАИ был принят на вооружение Красной Армии. Серийный выпуск бронеавтомобиля начался в 1933 году. Шасси поставлял Горьковский автомобильный завод им. Вячеслава Молотова. В 1936 году было освоено производство нового лёгкого бронеавтомобиля БА-20 на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М. Производство ФАИ было свёрнуто. Всего было построено 676 бронеавтомобилей ФАИ. В 1938 году, используя имевшийся на Ижорском заводе запас бронекорпусов, была организована сборка модернизированной машины на шасси "Эмки", ГАЗ-М1. Так как шасси "Эмки" было длиннее, нежели у ГАЗ-А, бронеавтомобиль преобрёл наклонную заднюю прощадку. Изменились задние и передние крылья, осветительное оборудование, колёсные диски использовались штампованно-сварные.Новый бронеавтомобиль получил индекс ФАИ-М. Бронеавтомобили ФАИ-М использовались в военных конфликтах 1938-1939 годов, зимней войне 1939-1940 годов с Финляндией и в начальный период Великой Отечественной войны.
Остатки этого бронеавтомобиля ФАИ-М (корпус и рама) были найдены в новгородских лесах в начале 90-х годов. Антон Шалито, руководитель Военно-исторического клуба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) привёз их в Москву в конце марта 1995 года. 1 сентября 1995 года состоялся первый выезд отреставрированного броневика. В мае 1998 года ФАИ-М был сожжён бандой скинхедов. В результате пожара выгорели все внутренности, повело бронекорпус по сборочным и ремонтным швам и заклинило башню. Капитальный ремонт был проведён на автобазе МГУ.
Краткая тактико-техническая характеристика бронеавтомобиля ФАИ-М:
Масса - 2000 кг
Экипаж - 2 чел
Вооружение - один 7,62-мм пулемёт Дектярёв Танковый, расположенный во вращающейся башне
Боезапас - 1323 патрона
Корпус - сварной из прокатанных бронеплит
Толщина брони:
лоб, корма и борта - 6 мм
крыша и днище - 4 мм
башня - 6 мм
Двигатель - ГАЗ-М, четырёхтактный, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Рабочий объём - 3280 см/куб
Мощность - 50 л.с. при 2800 об/мин
Максимальная скорость - 90 км/час
Запас хода:
по шоссе - 315 км
по просёлочной местности - 250 км
Угол преодолеваемого подъёма - 15 град
Глубина преодолеваемого брода - 500 мм
Источник информации: "Последний бой ФАИ-М". Андрей Мятиев. Журнал "Игрушки для больших" № 11 2002 г.
замечания, дополнения         на главную          дальше> > >