ЗиС-5

В декабре 1933 года Московский автозавод АМО (или завод им. Сталина) вместо прежнего 2,5-тонного грузового автомобиля АМО-3 перешёл на выпуск 3-тонного грузовика АМО-5 (или ЗиС-5). Недостатком грузовика АМО-3 была большая снаряжённая масса в 3 т при грузоподъёмности в 2,5 т. В процессе проработки этого вопроса выяснилось, что передний мост, задний мост и рама, по своей прочности могут нести нагрузку в 3 т полезного груза, тогда как двигатель, коробка передач, карданный вал, для указанной нагрузки оказались слабыми. Принимая во внимание, что для увеличения тоннажа до 3 т переконструированию подлежат только часть агрегатов, остановились именно на этом способе разрешения задачи. Таким образом новая модель грузового автомобиля отличается от старой модели главным образом изменённой конструкцией двигателя, коробки передач и карданного вала, а также некоторыми изменениями в тормозной системе. Литраж двигателя возрос с 4,88 до 5,55 л, а мощность повысилась с 66 до 73 л.с. Двигатель: четырёхтактный, 6-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочий объём - 5,55 л, степень сжатия - 4,6-4,8, мощность - 73 л.с. при 2300 об/мин; наибольшее число оборотов - 2400 об/мин. Поршни - чугунные. Кроме компрессионных и маслосъёмного поршневых колец ниже поршневого пальца установлено дополнительное маслозадерживающее кольцо. Назначение этого кольца - задерживать масло между поршнем и стенками цилиндра. Образующаяся здесь масляная подушка играет роль амортизатора, не допускающего появления вибрации и стуков в цилиндре вследствие зазора между поршнем и стенками цилиндра. Центробежный насос системы охлаждения двигателя имеет шестерёнчатый привод. Вертикальный карбюратор типа "Зенит"**. Перед карбюратором установлен сетчатый промасленный воздухоочиститель. Бензобак ёмкостью 60 л под водительским сиденьем. Нет указателя уровня топлива. Аккумулятор 3-СТА-УП ёмкостью 112 а/ч (СТА VII-60 ёмкостью 100-105 а/ч) помещается под полом платформы в металлическом ящике с левой стороны. Зажигание - от бобины или магнетто. В фарах находятся две лампочки - однонитевая лампочка основного света и добавочная лампочка для движения в ночное время по освещённым улицам. Задний фонарь один - для обозначения сигнала "стоп" и освещения номерного знака.Включение стартера - педалью. Сцепление - двухдисковое. Коробка - 4-ступенчатая. ЗиС-5 стал первым российским автомобилем, на котором в качестве серийного оборудования устанавливался компрессор для накачки шин, смонтированный на правой стороне картера коробки передач. Карданный вал имеет переднее резиновое соединение. Двойная главная передача. Передача рулевого управления происходит посредством червяка и кривошипа с пальцем. Тормоза - колодочные, механические на все колёса, с независимыми приводами (ножной и ручной) колодок задних колёс. Усилие от педали тормоза подводится к компенсатору, передающий примерно 5/8 усилия на задние колёса и 3/8 - на передние в соответствии с приходящейся на колёса нагрузкой. В барабанах задних колёс применён двойной тормоз с крестообразным расположением колодок. В системе привода тормозов применено управление тормозами передних колёс посредством гибкого троса. На передних колёсах тормоза - колодочные, самозатормаживающиеся, двустороннего действия. Ручной - на задние колёса, при этом на задних колёсах установлены внутри тормозного барабана по четыре колодки. Шины - 34 Х 7,0. Задние рессоры с дополнительными рессорами. Кабина имеет деревянный каркас облицованный листовым железом. Двери с подъёмными стёклами. Ветровая рама состоит из трёх частей. Верхняя половинка левого стекла может открываться вперёд на верхних петлях. В задней стенке кабины имеется окно. Внутренние габариты платформы: 3080 Х 2080 Х 600 мм. Кузов - деревянная платформа с тремя откидными бортами. Число мест в кузове при установке поперечных скамеек - 20. Стартер - электрический. Сзади только сигнал "стоп". Иногда ставится спидометр и воздушный фильтр. Задний буксирный прибор представляет собой скобу с пальцем. Колёсная формула - 4х2. Габариты - 6060 (без бампера 5950) Х 2250* Х 2160 мм. Радиус поворота по колее переднего наружного колеса - 8,6 м. База - 3810 мм. Колея передних колёс - 1525, задних - 1675 мм. Дорожный просвет - 270 мм. Снаряжённая масса - 3100 кг (2500 кг без кабины и платформы). Грузоподъёмность - 3 т. Максимальная скорость с полной нагрузкой - 60 км/час. Средний расход горючего - 32-34 л/100 км. Минимальная норма пробега до полного износа - 160 000 км.



Некоторые модификации и модели на базе автомобиля ЗиС-5:
ЗиС-12 - длиннобазная модификация
На ЗиС-5 (в 1933 или начале 1934 года) испытывался опытный дизель М-12 форкамерного типа мощностью 70 л.с. при 2000 об/мин.

На модернизированном автомобиле ЗИС-5 применён гидравлический привод тормозов. ("Тракторы и автомобили". С. М. Давидович, К. И. Тальвик. Изд "Сельхозгид" 1958 г.) Источники информации: "Устройство и эксплоатация автомобиля". А. В. Карягин, г. М. Соловьёв, И. Л. Крузе. Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР. 1948 г; журналы "Мотор" №1, №14 1933 г, №7, №10, №13 1934 г.; журнал "За рулём" №2, №13 1934 г;

*В книге "Устройство и эксплоатация автомобиля" ширина - 2235 мм. **В этой же книге карбюратор МКЗ-6.


< < <к списку         на главную          дальше> > >