МАВ (ГАЗ-46)

В начале 1950 года по распоряжению заместителя министра В. Ф. Гарбузова из научного авто-моторного института (НАМИ) на Горьковский автомобильный завод им. Молотова передавались работы по доработке и освоению производства плавающего автомобиля НАМИ-011. К осени того же года в Конструкторско-экспериментальный отдел завода была передана вся техническая документация и доставлен один из образцов машины. Амфибия, созданная на узлах и агрегатах полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-67Б, стала выпускаться под обозначением ГАЗ-011. Параллельно с выпуском этого автомобиля, в октябре по заданию заместителя главного конструктора автозавода А. А. Липгарта, начались работы над плавающим автомобилем ГАЗ-46 (МАВ) - "малый автомобиль водный", ведущим конструктором которого был назначен Г. М. Вассерман. Новый вариант базировался на узлах и агрегатах перспективного полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-69. Первые два опытных образца ГАЗ-46 были построены в апреле 1952 года, а в мае Вассерман по ложному доносу был отстранён от занимаемой должности. Новым ведущим конструктором по амфибии был назначен А. А. Смолин. В июне-августе 1952 года были изготовлены доработанные образцы № 3 и 4, а в конце 1954 года вышла установочная партия ГАЗ-46. Внешне машины ГАЗ-011 и ГАЗ-46 отличались прежде всего ветровыми стёклами и дисками колёс, заимствованными с базовых моделей, а также формой носовой части корпуса. Автомобили МАВ применялись в инженерных частях, в частности для разведки водных преград.

Автомобиль оснащён стальным водоизмещающим герметичным корпусом понтонного типа, установленным на лонжеронной раме коробчатого сечения. В передней части корпуса установлен 4-цилиндровый, четырёхтактный, нижнеклапанный, карбюраторный двигатель ГАЗ-69 рабочим объёмом 2112 см/куб развивающий мощность 55 л.с. Доступ к двигателю - сверху, через крышку люка квадратной формы, откидываемой вперёд. На этой крышке закреплён спасательный круг. Предусмотрена система ручного запуска двигателя из корпуса. При движении амфибии на плаву, с закрытыми воздухозаборниками, в жидкостную систему охлаждения двигателя включён теплообменник, омываемый забортной водой. В пассажирском отсеке установлены в два ряда пять раздельных сидений. За спинками передних сидений к бортам кузова с внутренней стороны вертикально приварены отрезки труб, в которые вставляются уключены вёсел. Сами вёсла с уключинами закреплены там же, на внутренней стороне бортов. Пассажирский отсек сверху закрывается брезентовым тентом на складных дугах, по типу ГАЗ-69А. Рама ветрового стекла, заимствованная опять же от ГАЗ-69 / ГАЗ-69А, может быть откинута вперед на капот до горизонтального положения и зафиксирована пружинными защёлками. Ветровое стекло, состоящее из двух половинок, открывающееся. Оно навешено на верхних петлях на раму и удерживается в поднятом положении при помощи двух боковых кулис с "барашками". Движение на плаву осуществляется трёхлопастным гребным винтом диаметром 525 мм расположенным в тоннеле задней части корпуса и приводимым во вращение карданным валом от раздаточной коробки. Для защиты гребного винта снизу при движении по дорогам и мелководью, а также для улучшения тяговых характеристик винта, тоннель в нижней своей зоне имеет профилированную полунасадку. За винтом установлен водяной руль с тросовым приводом от вала рулевого колеса. Управление автомобиля на воде обеспечивается одновременным поворотом передних управляемых колёс и водяного руля. Максимальная скорость движения автомобиля по спокойной глубокой воде - 10,6 км/час. Диаметр циркуляции на максимальной скорости - 12 м. Для удаления из корпуса попавшей в него забортной воды в средней его части устанавлен трюмный водооткачивающий насос ротационного типа с приводом от коробки отбора мощности. В передней части на корпусе установлен кабестан, с приводом от носка коленчатого вала двигателя, предназначеннный для преодоления вязкого прибрежного грунта при выходе из воды. Тяговое усилие кабестана при работе с блоком - не менее 20 кН. На передней верхней части корпуса установлен волноотражательный щит, откидываемый при преодолении водных преград вперёд. В рабочем и транспортном положении щит закрепляется на корпусе двумя пружинными защёлками. В комплект автомобиля также входит якорь. Шины размером 7,50-16 допускают снижение давления воздуха в них до 0,5 атм. Запасное колесо горизонтально уложено на корпусе за пассажирским отсеком.

Производство плавающего автомобиля ГАЗ-46 продолжалось по 1961* год (параллельно с транспортёром ГАЗ-47 - по полгода каждого). Поскольку производство базовой машины ГАЗ-69 переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск ГАЗ-46 в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать это не удалось.

Краткая техническая характеристика:
Колёсная формула - 4х4
Число передач - 3
База - 2300 мм
Колея - 1440 мм
Снаряжённая масса - 1850 кг
Грузоподъёмность - 5 чел или 250 кг
Максимальная скорость на суше - 90 км/час
Запас хода по суше - 500 км
Габариты - 4620 х 1900 х 1770 мм

*"Гадкий утёнок". А. Кириндас. Журнал "Игрушки для больших" № 9 2001 г. - серийное производство ГАЗ-46 продолжалось до 1958 года.

Источники информации:
"Бронеавтомобиль БА-64 / Амфибия ГАЗ-011". Евгений Прочко. Москва. Изд "Цейхгауз. 2006 г.
"Автомобили Страны Советов". 2-е издание. Л. М. Шугуров, В. П. Ширшов. Москва. Изд "ДОСААФ". 1983 г.
"Автомобили - солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей". Л. Д. Гоголев. Москва. Изд "Патриот". 1990 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >