ГАЗ-67Б

Армейский легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67 был создан под руководством В.А. Грачева в конце 1942 г путём модернизации полноприводного ГАЗ-64. В 1943 г был освоен серийный выпуск нового вездехода. После дальнейшей модернизации (усиления переднего моста, улучшения системы зажигания) ГАЗ-67 получил обозначение ГАЗ-67Б и с января 1944 г* серийно выпускался Горьковским автомобильным заводом имени Молотова. Этот автомобиль стал одним из самых удачных внедорожников того времени и состоял на вооружении Советских Вооружённых Сил.

ГАЗ-67Б - легковой, двухосный автомобиль, с приводом на обе оси, с открытым кузовом. Предназначен для перевозки четырёх человек и негромозких грузов весом до 100 кг. Убирающееся заднее деревянное сиденье позволяет использовать кузов автомобиля для перевозки груза весом до 250 кг (помимо шофёра и пассажира) или 325 кг груза при отсутствии пассажира. В конструкции автомобиля ГАЗ-67Б использован ряд агрегатов и механизмов автомобилей ГАЗ-ММ и ГАЗ-М1. На автомобиле установлен карбюраторный 4-цилиндровый двигатель типа ГАЗ-ММ мощностью 54 л.с. при 2800 об/мин рабочим объёмом 3285 см/куб. Степень сжатия - 4,6. В разное время применялись карбюраторы с падающим потоком смеси разных типов - К-23Б, К-22А, К-22Б, К-22В или К-22Г. В жидкостной системе охлаждения двигателя применён шестирядный радиатор трубчатого типа. Сверху моторный отсек закрыт двухстворчатым капотом, створки которого открываются к середине продольной оси автомобиля. В закрытом положении капот удерживается наружными пружинными защёлками. Однодисковое сухое сцепление оснащено механическим приводом выключения. Рычаг переключения четырёхступенчатой коробки передач имеет дополнительный рычажок для включения передачи заднего хода. Раздаточная коробка - одноступенчатая, с приводом включения переднего моста, без демутьтипликатора. Карданная передача к заднему ведущему мосту одинарная, закрытая. Карданный шарнир, установленный на шлицах переднего конца трубчатого карданного вала, выполнен со скользящей втулкой. Карданный вал заключён в трубу, задний конец которой прикреплён к картеру заднего ведущего моста. Передний конец трубы имеет скользящее соединение с шаровой опорой, закреплённой на раздаточной коробке. Карданная передача к переднему ведущему мосту - двойная, открытая. Ведущие мосты - разъёмные в вертикальной плоскости. Для привода передних управляемых колёс применены шариковые шарниры равных угловых скоростей. Передний ведущий мост соединён с рамой при помощи четырёх четвертьэллиптических рессор, задний мост подвешен на двух полуэллиптических рессорах. В переднюю подвеску сначала были включены четыре поршневых, гидравлических, рычажных амортизатора двухстороннего действия, позже - два. Задняя подвеска имеет два аналогичных амортизатора. Рулевой механизм выполнен в виде глобоидального червяка и двухгребневого ролика, а поперечная рулевая тяга расположена спереди балки переднего моста. Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса составляет 6,5 м. Тормоза - барабанные, с самоустанавливающимися колодками. Привод рабочего и стояночного тормозов - механический, на все колёса. На автомобиле установлено два топливных бака: основной ёмкостью 40 л расположен на передней стенке кузова под ветровым стеклом, а второй ёмкостью 30 л - под сиденьем водителя. Заливная горловина основного топливного бака расположена по центру перед лобовым стеклом.

На автомобиле установлен цельнометаллический открытый четырёхместный кузов, оборудованный складным тентом на двух дугах. Кузов не имеет дверей - вырезы в бортах закрываются брезентовыми пологами, которые в свёрнутом положении пристёгиваются двумя ремнями к передней части выреза. Заднее двухместное сиденье расположено у задней стенки кузова между арками задних колёс. На автомобилях ГАЗ-67Б раннего выпуска устанавливалась паяная из прутков облицовка радиатора, а прорези в верхней части облицовки располагались на одном уровне. В 1948 г начали применять штампованную решётку радиатора, прорези которой в верхней части расположены по дуге (на фото). В поднятом положении рама ветрового стекла удерживается при помощи резьбовых фиксаторов по торцам рамы. При опущенном тенте рама ветрового стекла может быль уложена на капот. Стеклоочистители крепятся в верхней части рамы ветрового окна. Для работы стеклоочистителей используется разрежение (вакуум) во впускном трубопроводе, которое создаётся при работе двигателя, а также предусмотрена возможность ручного перемещения стеклоочистителей посредством рычажков. Щиток приборов размещён по центру передней панели и на нём имеются: замок зажигания, спидометр, указатель уровня бензина в основном баке и амперметр. Указатель уровня топлива, в отличии от привычных стрелочных указателей, снабжён сектором с вертикальными делениями и отметками "П", "3/4", "1/2", "1/4" и "0"; сектор посредством рычага соединён с пробковым поплавком, высота подъёма которого зависит от количества топлива в баке. Освещение щитка осуществляется от размещённой над ним лампочки. На задней стенки кузова сначала устанавливался только один левый двухсекционный фонарь - верхняя секция сигнализирует о торможении автомобиля, нижняя предназначена для обозначения заднего габарита и освещения номерного знака. Позднее, с добавлением указателей поворотов, стали устанавливать и правый фонарь. На ГАЗ-67Б ранних выпусков переключение наружного освещения осуществлялось рычажком в ступице рулевого четырёхспицевого колеса. Привод стартера - инерционный, с помощью ножной педали-штока. Спереди на раме для буксировки установлены крюки, на задней поперечине рамы - буксирное приспособление типа вилка-палец на спиральной пружине. С полной нагрузкой автомобиль способен буксировать прицеп полной массой до 800 кг. Впоследствии полная масса прицепа была поднята до 850 кг. Запасное колесо подвешено справа на заднем борту кузова. На автомобиле применены шины повышенной проходимости, с грунтозацепами, размером - 6,50Х16" или 7,00Х16".

После Великой отечественной войны ГАЗ-67Б широко применялись для работы в сельских местностях, на просёлочный дорогах и бездорожье. Оказалось, что они очень подходят для нужд председателей колхозов, врачей, агрономов, работников почты. Были в истории вездехода и особые события. В 1949 г в Воздушно-десантных войсках провели с самолёта Ту-2 первое десантирование ГАЗ-67Б, закреплённого под фюзеляжем. Весной 1950 г облегчённый автомобиль поднялся на Эльбрус к "Приюту одиннадцати", а летом этого же года один из ГАЗ-67Б был заброшен самолётом на дрейфующую полярную станцию СП-2. Производство ГАЗ-67Б велось до августа 1953 г, после чего завод полностью перешёл на выпуск нового полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-69. В настоящее время на ходу сохранилось немало ГАЗ-67Б: одни восстановлены до первоначального состояния, другие послужили базой для создания ход-родов.

Краткая техническая характеристика автомобиля ГАЗ-67Б:
Колёсная формула - 4х4
Снаряжённая масса - 1320 кг
Вес без нагрузки, приходящийся на переднюю ось - 690 кг
Вес без нагрузки, приходящийся на заднюю ось - 630 кг
Полная масса - 1720 кг
Вес при полной нагрузке, приходящийся на переднюю ось - 730 кг (42,5 %)
Вес при полной нагрузке, приходящийся на заднюю ось - 990 кг (57,5 %)
Грузоподъёмность - 400 кг
Габариты - 3350 х 1685 х 1700 по тенту мм
База - 2100 мм
Наименьший радиус поворота по колее переднего наружного колеса - 6,5 м
Дорожный просвет - 200 мм
Колея передних и задних колёс - 1445 мм
Угол въезда - 64 град, съезда - 40 град
Наибольший угол подъёма - 30 град
Наибольший допустимый боковой крен - 25 град
Наибольшая глубина преодолеваемого брода - 0,7 м
Наибольшая глубина преодолеваемого снежного покрова - 350 мм
Эксплуатационный расход топлива - 15 л/100 км
Запас хода с полной нагрузкой по шоссе - 440-490 км
Максимальная скорость по шоссе - 90 км/час
Среднестатическая скорость движения по дорогам с твёрдым покрытием - 35-40 км/час
Среднестатическая скорость движения по грунтовым дорогам - 25 км/час
Тормозной путь со скорости 30 км/час - 7 м
Мощность двигателя - 54 л.с. при 2800 об/мин
Рабочий объём - 3285 см/куб
Степень сжатия - 4,6
Диаметр цилиндра - 98,43 мм
Ход поршня - 107,95 мм
Порядок работы цилиндров - 1 - 2 - 4 - 3
Марка применяемого бензина - А-66
Номинальное напряжение в сети - 6 в, с 1951 года - 12 в
Аккумуляторная батарея - 3-СТ-100 или 3 СТ-84
Генератор - ГМ71, трёхщёточный, с реле обратного тока ЦБ-4118 или ГМ-71Т
Реле-регулятор - отсутствует
Прерыватель-распределитель - Р15 или Р30
Стартер - МАФ-4006 мощностью 0,9 л.с.
Свечи зажигания - типа М-15/15, М15Г
Коробка передач - 4-ступенчатая
Передаточные числа коробки передач:
          первая передача - 6,40
          вторая передача - 3,09
          третья передача - 1,69
          четвёртая передача - 1,00
          задний ход - 7,82
Передаточное число раздаточной коробки - 1,00
Передаточное число главной передачи - 4,44
Передаточное число рулевого механизма - 16,6
Норма минимального пробега нового автомобиля до капитального ремонта - 60 000 км
Норма минимального пробега автомобиля, прошедшего капитальный ремонт - 50 000 км
Норма амортизационного пробега - 160 000 км

Некоторые модификации автомобиля ГАЗ-67Б и модели созданные на его базе:
ГАЗ-67В - с колёсной формулой 4х2
ГАЗ-67-420 - с закрытым деревянным верхом вместо тента
НАМИ-011 / ГАЗ-011 - автомобиль-амфибия
БА-67Б - бронеавтомобиль
БКГМ-АН - бурильно-крановая гидравлическая машина

* в конце 1944 г - "На дорогах войны" Евгений Прочко, журнал "Техника-молодёжи" № 6 1985 г.

Источники информации:
"Устройство и эксплоатация автомобиля". А. В. Карягин, Г. М. Соловьёв, И. К. Крузе. Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР. 1948 г.
"Устройство автомобилей". В. И. Анохин. Изд "Сельхозгиз". Москва. 1953 г.
"Тракторы и автомобили". Краткий справочник. Ю. А. Долматовский, И. И. Трепененков. Изд "Сельхозгиз". Москва. 1957 г.
"Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам". В. Т. Горячев, П. С. Коротков, В. С. Перлин. Военное издательство министерства обороны Союза ССР. 1956 г.


< < <к списку         на главную          дальше> > >