18 сентября 1958 года с конвейера сошёл последний ЗиЛ-151 и автозавод им. Лихачёва перешёл на производство новых грузовых автомобилей высокой проходимости, со всеми ведущими мостами, ЗиЛ-157.В этом же году на Брюссельской международной выставке ЗиЛ-157 получил Гран-При. Новый полноприводный грузовик создан в результате проведённой модернизации и конструктивной переделки большинства узлов и механизмов ранее выпускавшегося автомобиля ЗиЛ-151. В отличии от ЗиЛ-151 новый автомобиль получил односкатную ошиновку и систему регулирования давления воздуха в шинах, значительно повысивших его проходимость. Конструктивные изменения вводились постепенно, поэтому на автомобилях разного срока выпуска были введены не все конструктивные изменения. На первых автомобилях ЗиЛ-157 система регулирования давления воздуха в шинах имела наружный подвод воздуха к шинам по трубкам, расположенным с внешней стороны колёс. В дальнейшем был применён внутренний подвод воздуха - через ступицу колеса. ЗиЛ-157 стал первым в мире крупносерийным грузовым автомобилем, оснащённым системой регулирования давления воздуха в шинах. На первых автомобилях также на боковинах капота были вертикальные выштамповки для оттока воздуха из подкапотного пространства, вдальнейшем заменённые горизонтальными. Грузоподъёмность ЗиЛ-157 при эксплуатации по смешанным дорогам с различным покрытием, а также по грунтовым дорогам, включая участки бездорожья - 2500 кг. При эксплуатации автомобиля по дорогам с твёрдым покрытием без длительных объездов по грунту вес перевозимого груза может быть увеличен до 4500 кг. На автомобиле ЗиЛ-157 установлен рядный, нижнеклапанный, шестицилиндровый двигатель ЗиЛ-157 рабочим объёмом 5,55 л развивающий мощность 109 л.с. при 2800 об/мин. (104 л.с. при 2600 об/мин с ограничителем числа оборотов) с карбюратором К-84. Для удаления накипи при ремонте двигателя с левой стороны блока цилиндров имеется люк. Алюминиевая головка блока цилиндров крепится к блоку двадцатью тремя болтами и семью гайками на шпильках. Для улучшения охлаждения масла в системе смазки имеется масляный радиатор, установленный вертикально перед радиатором системы охлаждения. Доступ к двигателю осуществлялся при помощи подъёмных складывающихся боковин капота. Коробка передач - 5-ступенчатая, причём четвёртая передача - прямая, а пятая, ускоряющия, предназначалась только для движения по хорошей дороге без нагрузки или с неполной нагрузкой. Двухступенчатая раздаточная коробка соединена с коробкой передач промежуточным карданным валом. Ведущие мосты разъёмные. Непроходной средний ведущий мост предопределил необходимость дополнительного карданного вала, в связи с чем число карданных валов равнялось пяти, а число карданный шарниров десяти. Привод переднего моста - отключаемый. Главная передача ведущих мостов - одинарная с передаточным числом 6,67. Полуоси - полностью разгруженные. Передняя подвеска - рессорная, с рычажными гидравлическими амортизаторами; задняя - рессорная балансирная. Концы коренных листов передних рессор заделаны в резиновые опоры. Рабочие тормоза - барабанные, с пневматическим приводом; стояночный - дисковый, установлен на выходном валу раздаточной коробки. Кабина - трёхместная, цельнометаллическая; сиденья водителя и пассажиров - раздельные (пассажирское - двухместное). V-образное лобовое стекло состояло из двух половинок, из которых левая (водительская) крепилась на верхних петлях, могла откидываться вперёд и фиксировалась в открытом положение с помощью кулис с заворачивающимися "барашками"; стекло на задней стенке кабины снаружи было защищено металлической сеткой. На машинах первых выпусков устанавливались опускающиеся боковые стёкла в дверях с поворачивающимися форточками, но вскоре от них отказались и стёкла остались цельными. Для вентиляции кабины использовался открывающийся люк перед лобовым стеклом. Ветровые стёкла кабины снабжены стеклоочистителями с пневматическим приводом, включённым в систему пневматического привода тормозов и позволяющим плавно регулировать скорость работы стеклоочистителей. Специальным рычажком можно в ручную приводить в движение щётки или устанавливать из в крайнее положение. По особому требованию военных крыша кабины могла быть оборудована смотровым люком, открывающимся наружу. На автомобиле устанавливались две аккумуляторные батареи 3-СТ-84ПД или 3-СТ-84ПДС по 6 В соединённые последовательно, положительные клеммы источников тока соединены с металлическими частями (массой) автомобиля. Доступ к батареям осуществлялся через люк в полу кабины под сиденьем водителя. Также в качестве источника тока применялся генератор Г-12В мощностью 220 вт. Для предохранения фар перед ними установлены защитные решётки. Сзади с левой стороны под кузовом устанавливался двухсекционный фонарь красного цвета для подачи стоп-сигнала и обозначения габарита. В отличии от ЗиЛ-151 автомобиль ЗиЛ-157 оснащался отопителем кабины. Необычно, по сегодняшним меркам, расположение замка зажигания. Он находился справа от манометра давления воздуха в шинах, т.е. на правой половине панели. Щиток приборов освещался не изнутри, а снаружи двумя лампочками, размещёнными в выступающих из щитка колпачках, а вот манометры тормозной системы и давления воздуха в шинах, расположенные отдельно, освещились изнутри. Включение стартера осуществлялось от ножной педали. Платформа - деревянная, с откидным задним бортом. Боковые и передний борт состоят из двух частей: нижней несъёмной, сплошной, собранной из досок в шпунт, и верхней решётчатой, съёмной. Вдоль боковых бортов установлены откидывающиеся скамейки, которые в откинутом положении увеличивают высоту основных бортов. На этих двух скамейках могли разместиться 16 человек. Откидной задний борт имеет две подножки для более удобной посадки в кузов. Крепится задний борт к боковым бортам цепным запором. В платформе имеются гнёзда для установки дуг тента. В задней части под платформой расположены два ящика для инструмента. На автомобиле установлено два топливных бака - основной (ёмкостью 150 л) и дополнительный (ёмкостью 65 л). Дополнительный бак расположен в задней части рамы под платформой. Спереди автомобиля по особому заказу устанавливается лебёдка на специальных съёмных удлинителях лонжеронов. Лебёдка предназначена для самовытаскивания при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям. Привод лебёдки осуществляется с помощью карданных валов от трёхступенчатой коробки отбора мощности, закреплённой на правой стороне коробке передач. Коробка отбора мощность допускает отбор мощности до 25 л.с., имеет две передачи для наматывания троса и одну для разматывания. Предельное тяговое усилие лебёдки 5000 кг при длине размотанного троса 65 м и диаметре троса 13 мм. В комплект лебёдки входит полиспаст. Лебёдка увеличивает вес автомобиля на 260 кг. Наличие на автомобиле ЗиЛ-157 системы регулирования давления воздуха в шинах позволяет повышать проходимость автомобиля на труднопроходимых участках пути изменением давления воздуха в шинах с места водителя во время движения автомобиля и продолжать движение без смены колеса в случае повреждения шины. Сжатый воздух для системы регулирования давления воздуха в шинах используется от системы пневматического привода тормозов. На наклонном полу по центру кабины установлен блок шинных кранов. Блок имеет 6 вентилей с маховиками, каждый из которых предназначен для регулирования давления воздуха в одной из шин. Расположение вентилей в ряду соответствует расположению колёс на автомобиле. Подвод воздуха к шинам перекрывается краном управления, блоком шинных кранов и запорными краними на колёсах. Давление воздуха в шинах регулируется от 3,5 до 0,5 атм. Колёса с разъёмным ободом. Наружный обод прикреплён к диску колеса 17 болтами. Специальные десятислойные шины переменного давления размером 12,00-18" имеют протектор повышенной проходимости типа "Вездеход". Запасное колесо устанавливается под платформой автомобиля с правой стороны. Колесо в сборе весит 110 кг и для его подъёма к автомобилю придаётся ручная лебёдка. Все автомобили, сходившие с конвейера, окрашивались в защитный тёмно-зелёный цвет, цвет тента - зелёный. ЗиЛ-157 состоял на вооружении армий Советского Союза, стран Варшавского договора, а также ряда стран Ближнего Востока, Азии и Африки.
Завод по особому заказу выпускал автомобили ЗиЛ-157Г с экранированным электрооборудованием. В отличии от автомобиля ЗиЛ-157 отрицательный полюс аккумуляторной батареи соединён с массой. Генератор и реле-регулятор отличаются экранированным выводом. Распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания - экранированные, а провода высокого напряжения заключены в экранирующий шланг. Указанные выше экраны и специальные приборы предназначены для полного подавления радиопомех, создаваемых системой зажигания, генератором, реле-регулятором и т.д.
На базе автомобиля ЗиЛ-157 выпускался также седельный тягач ЗиЛ-157В предназначенный для буксировки специальных полуприцепов.
1959 год стал началом большой технической реконструкции завода, которая предусматривала внедрение в производство автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Однако доработка и окончательное утверждение проекта затянулись более чем на год. Это очень сказалось на сроке и ходе реконструкции. Переход к выпуску автомобиля ЗиЛ-131 совершался путём ввода в модель ЗиЛ-157 новых узлов и агрегатов и создания переходной промежуточной модели ЗиЛ-157К. Эта модель уже в 1961 году начала сходить с заводского сборочного конвейера.
ЗиЛ-157К в отличии от ЗиЛ-157 имеет более совершенные агрегаты, такие, как коробка передач, сцепление, ручной тормоз, коробка отбора мощности, амортизаторы, тормозной кран, карбюратор и другие. Эти агрегаты во многом взаимозаменяемы с агрегатеми автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Двигатель модели ЗиЛ-157К оснащён карбюратором К-84М взамен карбюратора К-84. Для надёжного пуска двигателя при низких температурах на двигатель установлен пусковой подогреватель жидкостного типа П-100. Двухдисковое сцепление заменено однодисковым. В синхронизированной коробке передач изменены передаточные числа, а пятая передача стала прямой. Передаточные числа изменены также и в раздаточной коробке. Если на ЗиЛ-157 стояли два раздельных тормозных крана: один для торможения автомобиля, другой для автоматического управления тормозами прицепа, то на ЗиЛ-157К применён комбинированный тормозной кран для управления пневматическим приводом тормозов автомобиля-тягача и прицепа. Дисковый ручной тормоз заменён барабанным. На ЗиЛ-157К впервые в отечественном автомобилестроении на грузовой машине в передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы телескопического типа. Десятислойные шины заменены восьмислойными. В системе электрооборудования отрицательный провод от аккумуляторной батареи соединён с массой автомобиля, применены аккумуляторы 3-СТ-84ПМС-3. Сзади под кузовом стали устанавливать два габаритных фонаря со стоп-сигналами. Для скрытного передвижения ночью в боевой обстановке на автомобиле могли применяться светомаскировочные устройства, установка которых сводится к монтажу насадок на фары, задние фонари и вставок под стёкла рассеивателей передних фонарей, задних указателей поворотов и плафона кабины. На задней стенке кабины укреплены держатели солидолонагнетателя, пусковой рукоятки и пилы. Спереди на правой боковой внутренней панели приварены держатели топора. По особому требованию кабина может быть оборудована держателем личного оружия водителя, в этом случае на полу справа крепится подпятник, а на переднем щите - запор. Под платформой с правой стороны сзади установнен инструментальный ящик. С левой стороны спереди крепится канистродержатель на три канистры, а сзади канистродержатель на одну канистру. На платформе имеются специальные зажимы для крепления лопаты и лома. Кроме платформы "армейского" типа, грузовик выпускался с платформой "транспортного" типа, аналогичной платформе ЗиЛ-130. На автомобиле ЗиЛ-157К устанавливается реверсивная коробка отбора мощности, которая применяется для привода лебёдки и допускае отбор мощности до 30 л.с. Коробка отбора мощности имеет две передачи: первую для наматывания троса и вторую - для разматывания троса.
С 1978 года завод им. Лихачёва приступул к выпуску модернизированного автомобиля ЗиЛ-157КД. Грузоподъёмность на дорогах с твёрдым покрытием возросла до 5000 кг, а на грунтовых дорогах до 3000 кг. На модернизированном автомобиле установлен двигатель модели ЗиЛ-157КД рабочим объёмом 5,58 л и увеличенной степенью сжатия 6,5, развивающий максимальную мощность 110 л.с. На грузовике стали устанавливаться: карбюратор К-88АЖ, одна аккумуляторная батарея 6СТ-90. Марка применяемого топлива - бензин А-72. С 1966 по 1978 год ЗиЛ-157К, а с 1978 по 1988 год ЗиЛ-157КД выпускались заводом им. Лихачёва параллельно с другим полноприводным трёхосным грузовым автомобилем - ЗиЛ-131, т.е. 22 года завод выпускал одновременно две модели грузовых полноприводников. 27 октября 1977 года на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в г. Новоуральске, бывшем филиале ЗиЛа, был собран первый ЗиЛ-157К, а с 1978 по 1994 года этот завод выпускал ЗиЛ-157КД. Всего с 1958 по 1994 год было изготовлено 797 934 автомобиля семейства ЗиЛ-157 всех модификаций.
По классификации для ралли и кроссов 1968 года ЗиЛ-157К относился к Х классу спортивных автомобилей, предназначенных для соревнований. В отличии от сегодняшних условий дистанции кроссов составляли от 30 до 100 км. По классификации 1972 года ЗиЛ-157К относился уже к V классу грузовых спортивных автомобилей повышенной проходимости. Автомобили, участвовавшие в соревнованиях по кроссу и ралли, должны были быть загружены балластом не менее чем на 50% нормальной грузоподъёмности.
    Краткая техническая характеристика автомобиля ЗиЛ-157:
Колёсная формула - 6Х6
Снаряжённая масса - 5540 кг
Нагрузка на передний мост без груза - 2400 кг
Нагрузка на заднюю тележку без груза - 3140 кг
Полная масса - 10190 кг
Нагрузка на передний мост при полной массе - 2770 кг
Нагрузка на заднюю тележку при полной массе - 7420 кг
Максимальная грузоподъёмность - 4500 кг
Полная масса прицепа при буксировке по бездорожью - 3600 кг
Габариты: 6684 (с лебёдкой - 6922 мм) Х 2315 Х 2360 (по тенту - 2915) мм
База - 4225 мм
База задней тележки - 1120 мм
Колея:
    передних колёс - 1755 мм
    задних - 1750 мм
Дорожный просвет - 310 мм
Минимальный радиус поворота по оси следа переднего наружного колеса - 11,2 м
Габаритный радиус поворота - 12 м
Угол въезда - 51 град
Угол съезда - 43 град
Двигатель - ЗиЛ-157, карбюраторный, рядный, 6-цилиндровый, четырёхтактный
Рабочий объём - 5,55 л
Диаметр цилиндра / ход поршня - 101,6 мм / 114,3 мм
Максимальная мощность - 109 л.с. при 2800 об/мин (104 л.с. при 2600 об/мин - с ограничителем)
Максимальный крутящий момент - 34 кгм при 1300 об/мин
Литровая мощность - 18,7 л.с./л
Степень сжатия - 6,2
Порядок работы цилиндров - 1-5-3-6-2-4
Карбюратор - К-84
Применяемое топливо - бензин А-66
Электрооборудование - 12 в
Аккумуляторные батареи - 3-СТ-84-ПД (2 шт)
Генератор - Г-12В мощностью 220 вт
Сцепление - двухдисковое, сухое
Коробка передач - механическая, трёхходовая, 5-ступенчатая
Раздаточная коробка - 2-ступенчатая
Главная передача - одинарная
Передняя подвеска - рессорная, с гидравлическими амортизаторами
Задняя подвеска - балансирная
Размер шин - 12,00-18"
Рулевое механизм - глобоидальный червяк и кривошип с роликом
Рабочие тормоза - колодочные, с пневматическим приводом
Стояночный тормоз - дисковый, на трансмиссию
Внутренние размеры платформы - 3570 Х 2090 Х 355 (без решётки) мм
Погрузочная высота - 1388 мм
Максимальная скорость с полной нагрузкой - 65 км/час
Контрольный расход топлива с полной нагрузкой - 42 л/100 км
Тормозной путь с полной нагрузкой со скорости 30 км/час - 12 м
Глубина преодолеваемого брода - 850 мм
Глубина снега преодолеваемая без снижения давления воздуха в шинах - 300 мм
Наибольший преодолеваемый подъём - 28 град
Ёмкость топливных баков:
    основного - 150 л
    дополнительного - 65 л
Дополнительные характеристики.
    Некоторые модификации автомобилей ЗиЛ-157 и модели созданные на его шасси:
ЗиЛ-157В -седельный тягач
ЗиЛ-157ВТ - седельный тягач экспортного исполнения для стран с тропическим климатом
Зил-157ВЭ - седельный тягач экспортного исполнения для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157Г - с экранированным электрооборудованием
ЗиЛ-157Е - шасси для монтажа специальных кузовов
ЗиЛ-157К -модернизированный 1961 года
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач
ЗиЛ-157КГ - с экранированным электрооборудованием
ЗиЛ-157ГТ - ЗиЛ-157КГ в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом
ЗиЛ-157ГЭ - с экранированным электрооборудованием в экспортном исполнении для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157КЕ - шасси для установки специальных платформ и кузовов, с двумя бензобаками по 150 л каждый
ЗиЛ-157КЕ1 - шасси с генератором повышенной мощности
ЗиЛ-157КЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием
ЗиЛ-157ЕТ - шасси в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом
ЗиЛ-157ЕГТ - шасси ЗиЛ-157КЕГ в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом
ЗиЛ-157ЕГЭ - шасси с экранированным электрооборудованием в экспортном исполнении для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157Е1Т - шасси с генератором увеличенной мощности в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом
ЗиЛ-157ЕЭ - шасси в экспортом исполнении для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157Е1Э - шасси с генератором увеличенной мощности в экспортом исполнении для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157КЭ -экспортное исполнение для стран с умеренным климатом
ЗиЛ-157КЮ -экспортное исполнение для стран с тропическим климатом
ЗиЛ-157КД - модернизированный 1978 года
ЗиЛ-157КДВ - седельный тягач
ЗиЛ-157КДГ - с экранированным электрооборудованием
ЗиЛ-ММЗ-4510 - самосвал
АА-30(157К) - пожарный аэродромный автомобиль (ЗиЛ-157К)
АЛГ-30(157К) мод. Л20 - автолестница пожарная
АЛМ-32(157) мод. ЛР - автолестница пожарная
АР-2(157К) мод. 121 - автомобиль рукавный пожарный
АРП-2,5(157) мод. ПРМ-43 - автомобиль рукавный пожарный
АТ-2(157К) мод. ТА - пожарный автомобиль технической службы
АТЗ-3-157К - автотопливозаправщик (ЗиЛ-157К)
АУЗС-2М - автомобильная углекислотно-зарядная станция (ЗиЛ-157К)
АЦ-30 (157К) - автоцистерна пожарная (ЗиЛ-157К)
АЦМ-4-157К - автоцистерна-топливозаправщик (ЗиЛ-157К)
АЦММ-4-157К - автоцистерна с маслобаком (ЗиЛ-157К)
ВЗ-16-230 - воздухозаправщик аэродромный (ЗиЛ-157К)
ВЗ-20-350 - воздухозаправщик аэродромный (ЗиЛ-157К)
ВМЗ-ЗиЛ-157К - автоводомаслозаправщик (ЗиЛ-157К)
Д-470 - шнеко-роторный снегоочиститель (ЗиЛ-157)
ЛПП - лёгкий понтонный парк армейский
ПСЗК - передвижная станция для заготовки консервированной крови (ЗиЛ-157КЕ)
ПМЗ-15 - автонасос пожарный с оборудованием для тушения пожаров с помощью углекислого газа (ЗиЛ-157)
Р-845 - приёмопередающая авиационная наземная радиостанция
ТЗ-157 -топливозаправочная установка для перекачки топлива из одной ёмкости в другую (ЗиЛ-157)
УКС-400В-157К - унифицированная компрессорная станция (ЗиЛ-157К)
    Источники информации:
"Автомобиль ЗИЛ-157". Инструкция по эксплуатации. МАШГИЗ. 1958 г.;
"Каталог запасных частей трёхосного автомобиля ЗиЛ-157 и седельного тягача ЗиЛ-157В". МАШГИЗ. Москва. 1959 г.;
"Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Издание второе. Автотрансиздат. Москва. 1959 г.;
"Каталог деталей грузовых автомобилей ЗиЛ". МАШГИЗ. Москва. 1961 г.;
"Справочник шофёра". В. Ф. Епифанцев, А. С. Амелин. Издательство технической литературы УССР. Киев. 1961 г.;
"История Московского автозавода имени И. А. Лихачёва". Из-во "Мысль". Москва. 1966 г;
"Трёхосный автомобиль ЗиЛ-157К". Я. И. Голодовский, А. А. Зубарев, Ю. В. Исполатов, В. А. Румянцев. Военное издательство министерства обороны СССР. Москва. 1969 г.;
"Каталог-справочник автомобили СССР". НИИНАвтопром. Москва. 1970 г.;
"Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам". Д. В. Чабан. Военное издательство министерства обороны СССР. Москва. 1971 г;
"Справочное пособие по средствам аэродромно-технического обеспечения полётов". Военное издательство министерства обороны СССР. Москва. 1973 г.;
"Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Издание девятое. Из-во "Транспорт". Москва. 1982 г.
замечания, дополнения         на главную          дальше> > >