Самосвал ЯАЗ-205 был разработан в 1946 году на Ярославском автомобильном заводе на базе грузовика ЯАЗ-200. Хотя самосвал и был спроектирован позже бортового автомобиля, он был первым поставлен на конвейер, так как в послевоенное время развёртывались огромные масштабы строительства и стране в первую очередь нужны были именно самосвалы. В ночь на 7 ноября 1946 года были собраны первые два самосвала ЯАЗ-205. Это был первый серийный отечественный грузовик с дизельным двигателем, а также первый серийный отечественный автомобиль оснащённый тахометром. "Двести пятому" суждено было стать первым МАЗом, так как в "верхах" приняли решение передать производство на автозавод в Минске. Во время немецкой оккупации в период Великой Отечественной войны компания Daimler-Benz построила на окраине Минска автосборочный завод. Летом 1944 года наступление частей Советской армии развивалось столь стремительно, что гитлеровцы не успели полностью разрушить предприятие, и это позволило позднее в кратчайшие сроки восстановить производство. Официальной датой рождения Минского автомобильного завода считается 9 августа 1944 года, когда начали сборку грузовиков Studebaker из узлов, поступающих из США по ленд-лизу. С начала 1947 года завод освоил производство дизельных двигателей ЯАЗ-204. Первые пять МАЗ-205 минчане выпустили в конце октябре 1947 года и 7 ноября, в день 30-й годовщины Великого Октября, эти пять самосвалов шли в колонне общегородской демонстрации. Массовое серийное производство автомобилей МАЗ-205 началось в 1949 году, после пуска второй очереди завода. С этого времени завод в Ярославле прекратил выпуск ЯАЗ-205 успев собрать 103 самосвала.
Автомобиль-самосвал МАЗ-205 предназначен для перевозки массовых строительных грузов и для работы в карьерах с экскаваторами с ковшом ёмкостью 0,5-1,0 м/куб. Самосвал отличается от базового бортового автомобиля МАЗ-200 в основном более короткой базой, карданной передачей без промежуточной опоры, увеличенным передаточным отношением главной передачи заднего моста, наличием опрокидывающейся назад металлической платформы и опрокидывающегося механизма. В связи с тем, что МАЗ-205 предназначен для работы на коротких расстояниях и имеет небольшие сменные пробеги, на нём установлен топливный бак меньшей ёмкости - 105 л. Для получения достаточного тягового усилия при работе в карьерных условиях передаточное число главной передачи увеличено, из-за чего максимальная скорость самосвала уменьшилась на 5 км/час. Впоследствии передаточное число главной передачи было изменено, а максимальная скорость снизилась до 52 км/час. Автомобиль не предназначен для буксировки прицепов, поэтому привод рабочих тормозов несколько упрощён. Самосвал МАЗ-205 оборудован сварной металлической платформой, опрокидывающейся назад с помощью одноцилиндрового гидравлического подъёмного механизма с рычажно-балансирной системой, приводимого в действие от одноступенчатой коробки отбора мощности, установленной на правом люке картера коробки передач. Гидравлический насос подъёмного механизма соединён с коробкой отбора мощности двумя карданными валами с промежуточной опорой. Управление механизмом подъёма и опускания кузова осуществляется из кабины водителя двумя рычагами. Угол подъёма кузова - 50 град, время подъёма - 30 сек. Пол и борта самосвальной платформы сделаны из стального листа толщиной 4 мм. Для наращивания бортов в их отбортовке имеются отверстия, а к стенкам бортов приварены скобы для удержания стоек. Задний борт шарнирно закреплён вверху и внизу, и в зависимости от перевозимого груза может использоваться верхняя или нижняя навеска. При разгрузке насыпных грузов запорное устройство заднего борта открывается от рукоятки впереди платформы. При перевозки длинномерных грузов задний борт может быть откинут в горизонтальное положение и удерживаться цепями. Основная часть выпускаемых заводом самосвалов оснащалась шинами с рисунком протектора повышенной проходимости. Запасное колесо не устанавливалось. 31 декабря 1965 года с конвейера сошёл последний МАЗ-205, а его место заняли грузовики "пятисотой" серии. Остальное устройство самосвала МАЗ-205 аналогично бортовому автомобилю МАЗ-200.
Техническая характеристика МАЗ-205:
Колёсная формула - 4х2
Снаряжённая масса - 6 700 кг
Полная масса - 12 925 кг
Грузоподъёмность: на дорогах с твёрдым покрытием - 6 000 кг, на грунтовых дорогах - 5 000 кг
Габариты - 6065 Х 2638 Х 2430 мм
База - 3800 мм
Габаритный радиус поворота - 9 м
Внутренние размеры кузова - 3000 Х 2000 мм, высота боковых бортов - 600 мм, переднего и заднего бортов - 785 мм
Объём кузова - 3,6 м/куб
Наибольшая скорость при полной нагрузке - 60 км/час
Ёмкость топливного бака - 105 л
Колея передних колёс - 1950 мм
Колея задних колёс - 1920 мм
Радиус поворота - 8,5 м
Дорожный просвет - 290 мм
Габариты - 6065 х 2615 х 2430 мм
Двигатель - ЯАЗ-204А
Передаточное число главной передачи - 9,00
Максимальная скорость - 55 км/час
Тормозной путь по сухому асфальтовому шоссе при скорости 30 км/час - 6,1 м
Остальное как у МАЗ-200
("Справочник шофёра". И. П. Плеханов, В. А. Черняйкин, С. В. Папмель. Изд "Автотрансиздат". Москва. 1957 г.)
Некоторые модификации и модели на шасси МАЗ-205:
МАЗ-205А - седельный тягач, опытный
МАЗ-205Б - самосвал с кузовом ковшового типа, опытный
МАЗ-506 - самосвал с боковой разгрузкой, опытный
АЦ-30(205) мод. ЦТ - автоцистерна пожарная
АЦ-45(205) мод. ЦА - автоцистерна пожарная
Иститутом горного дела Академии наук Украинской ССР совместно с Главным управлением промышленности нерудных ископаемых на базе МАЗ-205 был спроектирован, а Харьковским троллейбусным депо изготовлен опытный пятитонный троллейбус-самосвал.
Источники информации:
"Автомобили МАЗ-200 и МАЗ-205. Руководство по уходу и эксплуатации." Под редакцией Г. М. Кокина. Машгиз. 1953 г.
"Автомобили МАЗ-200, 205 и 200В." Руководство по уходу и эксплуатации. Минск. 1959 г.
"Автомобилестроение СССР". НИИНавтопром. Москва. 1967 г.
Газета "Автобизнес - Weekly" от 22.02.2001 г.
Журнал "Автошоп" № 1 1997 г.
< < <к списку         на главную          дальше> > >