23

4578

24

25

1556

1553

1696

МАЗ-200

К июню 1941 года на Ярославском автомобильном заводе был близок к завершению проект грузовика грузоподъёмностью 7 т. Готовился опытный образец, но начавшаяся Великая Отечественная война заставила приостановить работы по автомобилю и сорвала реконструкцию завода. ЯАЗ перешёл на выпуск снарядов, автоматов и гусеничных артиллерийских тягачей. В 1943 году работы были возобновлены, и в декабре 1944 года опытный образец машины "ОП-200" был изготовлен и начались его заводские испытания. Чтобы сократить время проектирования и изготовление образца, кабину позаимствовали с американского грузовика MACK, а на последующих образцах кабина была уже собственной конструкции. 23 декабря 1944 года из ворот цеха выехал первый 7-тонный ЯАЗ-200, на капоте которого была серебристая фигурка медведя, со старинного герба Ярославля. 19 июня 1945 года ЯАЗ-200 среди других новых образцов автомобильной техники, предназначенной для производства в послевоенные годы, был показан в Кремле высшему руководству партии и Советского правительства. В 1946 году ярославцы разработали на базе грузовика самосвал ЯАЗ-205. С августа 1947 года Ярославский автозавод приступил к серийному производству бортовых грузовиков модели ЯАЗ-200. Автомобиль имел закрытую, трёхместную кабину, с металлическими крышей и передней частью. Из-за отсутствия тонколистового металла каркас кабины делали из дерева и обшивали вагонкой. Позднее вагонку стали сверху прикрывать листовой жестью. Для вентиляции кабины ветровые окна сделаны открывающимися. Подвешенные на верхних петлях, они могут откидываться вперёд и при помощи кулисного механизма закрепляться в любом положении. Заднее окно кабины защищено решёткой. Привод стеклоочистителей - пневматический, от системы пневматического привода тормозов. Приборы освещаются двумя лампами, расположенными на щитке и помещёнными в защитных кожухах. Двери кабины навешены на трёх петлях и стопорятся в закрытом положении двумя фиксаторами на задней стойке дверного проёма. Сами двери выполнены без характерного, для других машин, скоса в передней верхней части, что сказалось на увеличении непросматриваемой зоны с рабочего места водителя. Кабины автомобилей, поставляемых в районы с холодным и умеренным климатом, оборудовались отопителем и устройством для обдува ветровых стёкол тёплым воздухом.

На автомобиле установлен двухтактный 4-цилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-204 с прямоточной клапанно-щелевой продувкой от продувочного насоса. Это был первый советский автомобильный дизельный двигатель, поставленный на массовое производство. С регулятором числа оборотов двигатель развивал мощность 110 л.с. при 2000 об/мин. Камеры сгорания двигателя ЯАЗ-204 выполнены в поршнях и имеют форму, обеспечивающую равномерное распределение в воздухе топлива, впрыскиваемого насос-форсунками с многодырчатыми распылителеми. Одна из особенностей двигателя ЯМЗ-204 - применение форсунок открытого типа на каждом цилиндре, которые объединены в один агрегат с насосом высокого давления. В системе подачи топлива применён топливоподкачивающий насос коловратного типа. В чугунной головке цилиндров установлены по два выпускных клапана на каждый цилиндр. Гильзы "сухие" - не омываемые снаружи водой. В средней части гильзы каждого цилиндра в два ряда в шахматном порядке просверлены 64 продувочных окна, к которым при помощи двухроторного воздушного насоса-нагнетателя под давлением подводится воздух. Отверстия в гильзе расположены под углом 14 град с радиусом гильзы, что обеспечивает винтовое движение поступающего в гильзу воздуха. Эти окна закрываются и открываются стенками движущегося в цилиндре поршня. Через эти же окна поступает воздух для вентиляции картера. С 1953 года продувочные окна в двигателе сделаны в один ряд, а их число сократилось до 17. На левой стороне двигателя расположены четыре смотровых люка, закрываемых крышками, которые служат для осмотра поршневых колец через продувочные окна. Для уравновешивания момента сил инерции от движения поршней, характерных для двухтактных двигателей, предусмотрена система уравновешивания. В эту систему входят шестерни и эксцентричные грузы, установленные на распределительном и уравновешивающем валах. Шестерни распределительного и уравновешивающего валов имеют смещённый центр тяжести относительно оси вращения. Кроме того, привёрнутый к шестерням дополнительный груз создаёт дополнительный статический момент. Для уменьшения нагрузки на подшипники от центробежных сил инерции коленчатый вал снабжён противовесами. До конца 1949 года двигатели выпускались с цепным приводом масляного насоса, потом с шестерёнчатым. В 1950 году часть двигателей была вновь выпущена с цепным приводом. В систему смазки двигателя включён масляный радиатор с водяным охлаждением. Водяной насос системы охлаждения двигателя установлен отдельно от вентилятора. Жалюзи радиатора управляются рукояткой, расположенной под панелью приборов с правой стороны. На двигателе установлены два инерционно-масляных воздушных фильтра. Для работы с условиях сильной запылённости устанавливался инерционный воздушный фильтр циклонного типа. Все двигатели, выпускаемые заводом снабжались электрофакельными пусковыми подогревателями. С мая 1952 года автомобили стали снабжаться ещё и предпусковым подогревателем для подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в картере перед пуском двигателя при низкой температуре.

Сцепление - однодисковое сухое, с одной центральной пружиной и механическим приводом. Коробка передач - 5-ступенчатая, с прямой четвёртой и повышающей пятой передачами. Для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту применены два карданных вала с промежуточной опорой. Главная передача двойная: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических шестерён. Рабочие тормоза - колодочные, с пневматическим приводом. Ручной тормоз - барабанного типа, с двумя колодками - наружной и внутренней, с механическим приводом. Позже стал устанавливаться ручной тормоз ленточного типа. Тормозной барабан закреплён на вторичном валу коробки передач. Подвеска - рессорная, передняя с гидравлическими рычажными амортизаторами, задняя - с дополнительными рессорами. Передние рессоры установлены в резиновых подушках. Рулевое управление - без усилителя. В системе электооборудования автомобиля применены две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 с положительным выводом на массу, а в кабине на комбинации приборов КП-9 установлены два амперметра, включённые в цепь заряда первой и второй аккумуляторных батарей. Напряжение в сети, необходимое для работы освещения и всех приборов, 12 в. Для работы стартера - напряжение 24 в. Стартер включается посредством пускового переключателя. При нажиме на педаль переключателя происходит переключение двух 12-вольтовых батарей с параллельного соединения (12 в) на последовательное (24 в) и одновременное включение стартера. Сзади устанавливался только один двухсекционный фонарь, служащий для обозначения сигнала "стоп" и освещения номерного знака. На полу кабины установлен ножной переключатель света фар с дальнего на ближнего и обратно. Привод стеклоочистителей - пневматический, с возможностью перемещения стеклоочистителей от руки посредством рычажка. В комплект водительского инструмента грузовика ЯАЗ-200 входила таль для подъёма запасного колеса. На грузовике установлена деревянная платформа с тремя откидными бортами. Боковые борта усилены сверху отбойными брусьями и имеют в середине съёмную стяжную цепь. Так как в те годы перевозка людей в кузове грузового автомобиля была обычным делом, то в кузове МАЗ-200 могли разместиться 40, а при уплотнённой посадке, 48 человек.

В планах 1949 года было намечено увеличение выпуска ЯАЗ-200. Такие высокие темпы роста объёмов производства потребовали соответствующего увеличения выпуска двигателей. Занимался же ими только ЯАЗ. Поэтому было принято решение: с января 1950 года Ярославский завод прекращает выпуск автомобилей ЯАЗ-200 и освободившиеся мощности использует для увеличения объёмов выпуска двигателей, а производство грузовиков сосредотачивается на МАЗе. В конце 1950 года производство ЯАЗ-200 перевели в Минск и 10 февраля 1951 года с конвейера МАЗа сошёл первый МАЗ-200. Символом Минского автозавода стало изображение беловежского зубра. Капотной фигуркой зубр был лишь на выставочных и подарочных экземплярах МАЗов, серийные же машины довольствовались барельефами на боковинах капота. Ярославские (ЯАЗ-200) и минские (МАЗ-200) грузовики внешне различались облицовкой радиатора. На ЯАЗах она была с горизонтальными брусьями, а на МАЗах - с вертикальными. В 1958 году на автомобиль стали устанавливать двигатель модели ЯМЗ-204А мощностью 120 л.с. при 2000 об/мин. В процессе производства грузовые автомобили семейства МАЗ-200 неоднократно подвергались модернизации: контрольные приборы получили иное оформление и расположение, ветровые окна перестали быть открывающимися, аккумуляторные батареи заменены на 6-СТМ-128, а снаряжённая масса уменьшилась на 100 кг. С 1962 года завод освоил производство переходной модели МАЗ-200П на которой вместо двухтактного четырёхцилиндрового дизеля стали устанавливать новый четырёхтактный V-образный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236 мощностью 165 л.с. Как базовый тип МАЗ-200 машины красились в защитный цвет, а на экспорт машина могла быть синей или бежевой. Переходной МАЗ-200П сходил с конвейера до 31 декабря 1965 года, когда ему на смену пришёл МАЗ-500.

    Техническая характеристика МАЗ-200:
Колёсная формула - 4х2
Снаряжённая масса - 6 500 кг
Полная масса - 13 725 кг
Грузоподъёмность на дорогах с твёрдым покрытием - 7 000 кг, на грунтовых дорогах - 5 000 кг
Полная масса буксируемого прицепа - 9 500 кг
Габариты - 7620 Х 2650 Х 2430 мм
База - 4520 мм
Колея: передних колёс - 1950, задних - 1920 мм
Дорожный просвет - 290 мм
Радиус поворота: габаритный - 9,8 м; по колее переднего наружного колеса - 9,2 м
Глубина преодолеваемого брода - 1 м
Внутренние габариты платформы - 4500 Х 2480 Х 600 мм
Объём платформы - 6,7 м/куб
Погрузочная высота - 1390 мм
Наибольшая скорость при полной нагрузке - 65 км/час
Двигатель: дизель ЯАЗ-204, 4-цилиндровый, двухтактный, жидкостного охлаждения
Рабочий объём - 4,65 л
Диаметр цилиндра/ход поршня - 108/127 мм
Степень сжатия - 16,0
Мощность - 110 л.с. при 2000 об/мин
Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2
Сцепление - однодисковое, сухое
Коробка передач - механическая, 5-ступенчатая
Передаточное число главной передачи - 8,21
Тормоза - барабанные, с пневматическим приводом
Подвеска - рессорная
Шины - 12,00-20
Аккумуляторные батареи - 6-СТЭ-128, 2 шт
Стартер - СТ-25, мощностью 7,5 л.с.
Генератор - Г-25, мощностью 250 вт
Ёмкость топливного бака - 225 л (возможно в начале выпуска устанавливали топливный бак ёмкостью 150 л
Эксплуатационная норма расхода топлива - 35 л/100 км
Пробег до капитального ремонта - 135 000 км

    Некоторые модификации и модели на шасси МАЗ-200:
МАЗ-200В - седельный тягач
МАЗ-200Г - с дизелем увеличенной мощности в 165 л.с., металлическая платформа с решётчатыми бортами, откидными скамейками и тентом
МАЗ-200Д - шасси для установки специальных кузовов
МАЗ-200М - седельный тягач с двигателем мощностью 180 л.с.
МАЗ-200П - переходная модель с дизелем ЯМЗ-236
МАЗ-200Р - седельный тягач с гидроаппаратурой для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа
ЯАЗ-205 - самосвал
МАЗ-501 - лесовоз
МАЗ-502 - с колёсной формулой 4Х4
АК-51 - автокран
АКДС-70 - автомобильная кислорододобывающая станция
АЛМ-32(200) мод. ЛА - автолестница пожарная
АЛМ-45(200) мод. ЛА - автолестница пожарная
АПК-6 - автомобиль с подъёмным кузовом для аэропортов
АЦ-525 - автоцистерна для перевозки молока
АЦ-8-200 - автоцистерна для перевозки топлива
АЦЛ-45 - автолестница пожарная
АЦПТ-5,6 - автоцистерна для перевозки молока
К-51 - автокран
К-52 - дизель-электрический автокран грузоподъёмностью 5 т. Изготовлялся Одесским крановым заводом
К-53 - автокран
К-61 - автокран (МАЗ-200П)
К-64 - автокран (МАЗ-200П)
К-68 - автокран
К-69 - автокран
К-69А - автокран (МАЗ-200П)
МКА-10Г - автокран
ММ-10 - автомастерская
НАМИ-012 - паровой автомобиль
ПМ-9 - поливомоечная машина
С-224 - автобетоносмеситель на шасси ЯАЗ-200
СМК-7 - автокран
ТЗ-200 - топливозаправщик
ЧАР-1-200 - рефрижератор


    Источники информации:
"Устройство и эксплоатация автомобиля". А. В. Карягин, Г. М. Соловьёв, И. Л. Крузе. Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР. 1948 г.
"Автомобили МАЗ-200 и МАЗ-205. Руководство по уходу и эксплуатации." Под редакцией Г. М. Кокина. Машгиз. 1953 г.
"Двигатель ЯАЗ-204". Инструкция по уходу. Машгиз. 1953 г.
"Устройство автомобиля". В. И. Анохин. МАШГИЗ. 1956 г.
"Автомобили МАЗ-200, 205 и 200В." Руководство по уходу и эксплуатации. Минск. 1959 г.
"Краткий автомобильный справочник НИИАТ". Автотрансиздат. Москва. 1961 г.
"Автомобилестроение СССР". НИИНавтопром. Москва. 1967 г
"Краткий автомобильный справочник НИИАТ." Изд "Транспорт". 1968 г.
"Автомобили страны Советов". Л. М. Шугуров, В. П. Ширшов. Изд. ДОСААФ СССР. Москва. 1983 г.

замечания, дополнения         на главную          дальше> > >