2640 |
2641 |
2642 |
2643 |
2644 |
2645 |
2646 |
2647 |
В конце 1933 года на заводе имени Сталина начался выпуск грузового автомобиля ЗиС-5. На его шасси с удлинённой на 610 мм колёсной базой был создан автобус ЗиС-8. Кузов автобуса разработали конструктор Н. И. Францев и художник И. Ф. Герман. Первоначально автобусы ЗиС-8 в течении трёх лет выпускал автозавод имени Сталина, но затем он стал делать только шасси, а кузова изготавливали на заводе "Аремкуз". Всего на ЗиСе было выпущено 547 машин. Но такие же автобусы делали и авторемонтные заводы и кузовные мастерские в Ленинграде, Туле, Харькове, Ростове-на-Дону, Иркутске и т.д. ЗиС-8 был основным автобусом наших городов в предвоенные годы. Выпуск ЗиС-8 был прерван начавшейся Великой Отечественной войной. Большинство московских автобусов было мобилизовано в действующую армию. ЗиС-8 отличался надежностью, неприхотливостью, унификация его узлов с грузовиком ЗиС-5 облегчала ремонт, особенно в полевых условиях. Поэтому автобусы ЗиС-8 широко использовались как эвакотранспорт, а также штабные и санитарные машины на всех фронтах Великой Отечественной. Вернувшиеся с фронта на столичные улицы ЗиС-8 проработали до 1951 года.
Кузов автобуса собирался на деревянном каркасе. Для входа-выхода пассажиров в заднем свесе располагалась распашная двухстворчатая дверь, передняя была одинарная распашная. Передней дверью с помощью длинного рычага управлял водитель со своего места. Ограничители открывания дверей представляли собой простые ремешки. Место водителя от салона отделялось застеклённой перегородкой. В задней стенке кузова автобуса находилась запасная дверь. Салон автобуса был рассчитан на перевозку 29 пассажиров, из которых 21 размещались сидя на мягких сиденьях с дерматиновой обивкой, а ещё восемь ехали стоя в проходе между сиденьями. Над ветровым стеклом размещался освещаемый указатель маршрута: в центре номер, а по краям - цветные маршрутные огни. Автобус не имел зеркал заднего вида, указателей поворота и даже спидометра. Стеклоочиститель приводились в действие вручную поворотным рычажком. Ветровое окно со стороны водителя горизонтально разделено на две части, причём верхняя часть могла открывается вперёд-вверх и фиксироваться на кулисе винтовым зажимом. Боковые окна салона и в кабине водителя имели сдвижные стёкла. На полу салона имелся деревянный решётчатый настил, на потолке с правой стороны продольный поручень. Освещение салона отсутствовало. Из заднего наружного освещения на задней стенке кузова устанавливался только один фонарь с левой стороны.
Кроме основной городской модификации, существовал вариант "Люкс" с иной планировкой салона, - кожаной обивкой сидений и с одной входной дверью. Эти машины использовались как для служебных, так и для туристских целей. Для южных районов страны выпускалась модификация ЗиС-8 со складывающимся матерчатым верхом.
На ЗиС-8 устанавливался 6-цилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения мощностью 73 л.с. По сравнению с двигателем ЗиС-5 ёмкость трубчатого радиатора была увеличена и составляла 32 л. Термостат отсутствовал. Капот состоял из двух откидывающихся вверх боковых створок, которые в закрытом положении фиксировались нижними защёлками. Из-за удлинённой базы конструкторам пришлось ввести карданный вал с промежуточной опорой. Подвеска, как и на грузовике, была рессорная без амортизаторов. Слева на раме подвешивался бензобак на 110 л. Запасное колесо крепилось сзади под кузовом.
Краткая техническая характеристика:
Годы выпуска - 1934-1936
Габариты - 7384 х 2200 х 2280 мм
База - 4420 мм
Дорожный просвет - 260 мм
Максимальная скорость - 60 км/час
Пассажировместимость - 29 чел
Мест для сидения - 22
Двигатель - 6-цилиндровый
Мощность - 73 л.с.
Снаряжённая масса - 4200 кг
Полная масса - 6100 кг
Подвеска - рессорная
Электрооборудование - 12 в
Ёмкость бензобака - 110 л
Источники информации:
"Городской лайнер 30-х". Л. Шугуров. Журнал "Техника-молодёжи" № 5 1986 г.
"Летопись московского автобуса". М. Егоров. Газета "За отличный рейс". Спецвыпуск. 2009 г.
замечания, дополнения         на главную          дальше> > >