В 1946 году на Горьковском автомобильном заводе имени В. М. Молотова, под руководством ведущего конструктора Г. М. Вассермана, начались работы над полноприводным легковым автомобилем. В апреле следующего, 1947 года, Главным артиллерийским управлением были предъявлены требования к лёгкому армейскому автомобилю-тягачу для буксировки лёгких противотанковых пушек, прицепов, а также для перевозки боеприпасов, 82-мм миномётов, крупнокалиберных пулемётов и их боевых расчётов. Планировалось и использование машины для разведки, связи и в качестве командирской. В устройстве автомобиля большое количество частей, механизмов и агрегатов унифицированы с частями, механизмами и агрегатами автомобилей М-20 "Победа", ГАЗ-51, ЗИМ. Двигатель мощностью 50 л.с., сцепление, коробка передач с изменёнными передаточными числами, тормоза и рулевой механизм использовались от "Победы". Ведущие мосты с колёсами - от ГАЗ-67Б. Общая компоновка автомобиля спроектирована Ф. А. Лепендиным, кузов - под руководством Б. Н. Панкратова. К октябрю 1947 года первый образец опытной серии ГАЗ-69-76 был построен. Всего до начала серийного выпуска было сделано 12 прототипов, названные "Труженник" (так как планировалось его использование и в народном хозяйстве). К июню 1948 года завершились заводские испытания подтвердившие, что автомобиль в целом удовлетворяет предъявленным к нему требованиям, но нуждается в доработке. В процессе проведённой доводки автомобиль получил мосты по типу ГАЗ-63, барабанный ручной тормоз вместо дискового и двигатель мощностью 55 л.с. Государственные испытания прошли в июле-сентябре 1948 года, но из-за работ по плавающему автомобилю ГАЗ-011 и других перспективных работ выпуск автомобиля, получившего обозначение ГАЗ-69, начался только с 1952 года, а с 25 августа 1953* г он полностью заменил на конвейере прежнюю модель ГАЗ-67Б. Автомобиль имел два основных варианта исполнения: ГАЗ-69 (модель "76") и ГАЗ-69А (модель „77") отличающихся кузовами, бензобаками и задней подвеской. Первая партия из 20 машин ГАЗ-69 была отправлена в Петропавловскую область Казахстана труженникам целинных земель. Согласно постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы машино-тракторных станций", в 1954 году для сельского хозяйства было выделено 12 тысяч автомобилей ГАЗ-69 / ГАЗ-69А. В последующие годы число машин ГАЗ-69 / ГАЗ-69А, передаваемых сельскому хозяйству, ещё более возрасло. Подавляющее большинство машин красилось в тёмно-зелёный защитный цвет, хотя небольшие партии были светло-бежевого цвета.
Автомобиль ГАЗ-69 предназначен для перевозки 8 человек или 2 человек и 500 кг груза по дорогам и бездорожью. На автомобиле установлен рядный 4-цилиндровый карбюраторный, четырёхтактный, нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения модели ГАЗ-69. Двигатель отличается от базового двигателя М-20 наличием маслоохладителя, 6-лопастного вентилятора, пускового подогревателя, а также повышенной степенью сжатия и мощностью. Максимальная мощность, развиваемая при 3600 об/мин - 55 л.с. Фактически по диаметру цилиндров двигатели выпускались двух производственных стандартов: первый - 81,88(+0,06) мм, второй - 82,12(+0,06) мм. В последнем случае в конце номера двигателя, выбитого на блоке цилиндров, около распределителя добавлена буква "Ц". Маслоприёмник масляного насоса системы смазки двигателя - плавающего типа. В систему смазки двигателя включён масляный радиатор, а в систему охлаждения - пусковой подогреватель (с применением паяльной лампы). Для пуска двигателя применён стартер с механическим включением от ножной кнопки-штока. Сцепление - однодисковое, полуцентробежное, с гасителем крутильный колебаний. Привод сцепления - механический. Коробка передач - 3-ступенчатая. Раздаточная коробка - двухступенчатая, с двумя понижающими передачами. Прямой передачи в раздаточной коробке нет. Раздаточная коробка соединена с коробкой передач промежуточным валом. Испытания показали, что проходимость автомобиля лишь незначительно улучшается с введением блокировки межколёсных дифференциалов, поэтому ради упрощения вождения машины от блокирующих механизмов отказались. Ведущие мосты - разъёмные в вертикальной плоскости, передний мост - отключаемый. Для передачи крутящего момента передним ведущим колёсам применены шариковые шарниры равных угловых скоростей. Подвеска - рессорная, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия на обоих мостах. До января 1964 г между листами рессор (кроме трёх последних) ставились прокладки толщиной 1 мм из трёхслойной берёзовой фанеры. На рессоры надеты и закреплены тесьмой тканевые чехлы. Тормоза - барабанные, с гидравлическим приводом. Ручной тормоз - барабанный, установлен за раздаточной коробкой.
Кузов автомобиля - открытый, с двумя дверями, откидным задним бортом и тканевым тентом с целлулоидным окошком в задней части, установлен на раме и закреплён в десяти точках. Для более удобной установки на шасси и снятия с него коробки передач и раздаточной коробки и доступа к центральному тормозу пол кузова имеет закрывающиеся крышками люки. Для удобства пассажиров правая дверь имеет увеличенные размеры. Передние сиденья - раздельные, с откидными спинками. Сзади вдоль бортов - две полумягкие скамейки с деревянным основанием (с полумягкими спинками) на шесть человек. Для перевозки грузов сиденья скамеек могут откидываться вверх к спинкам и закрепляться ремнями. Под скамейками расположены ящики для инструмента и принадлежностей. В левом переднем ящике помещается лампа пускового подогревателя. В правом переднем ящике укреплён запасной бачок для масла ёмкостью 6 л. В задние ящики укладывается инструмент водителя. На внутренней стенке левой скамейки укреплён топор, а на левой внутренней панели кузова укреплена лопата. Тканевый тент надевается на разборный металлический каркас из труб и пристёгивается к кузову. Задний, откидывающийся вверх полог тента, крепится на застёжках. На дверях кузова установлены съёмные боковины с окошками (на трубчатом каркасе). Снятый тент укладывается под сиденьем водителя, снятые верхние боковины дверей помещаются между двойными стенками заднего борта. Дуги тента переставляются из поперечного положения в продольное, опускаются вниз и служат поручнями. Связи дуг укладываюстя в чехол и прикрепляются ремнями к нижней стенке правой скамейки. В кузове автомобиля возможна перевозка одного лежачего больного. Для установки носилок спинка переднего правого сиденья откидывается вперёд и соединяется ремнём с поручнем на щитке приборов. Ручки носилок крепятся на каркасе спинки переднего сиденья и на заднем борту. Ветровое стекло, состоящее из двух половинок и закреплённое сверху на петлях, может открываться вперёд и удерживается в таком положении с помощью двух кулис и заворачивающихся "барашков". Для уменьшения габаритной высоты автомобиля рама ветрового стекла может быть опущена на капот и закреплена на нём с помощью пружинных защёлок. В верхней части рамы ветрового стекла установлен односкоростной электрический стеклоочиститель. Запасное колесо закреплено вертикально на левой стороне кузова. Отопление кузова в холодное время года происходит от системы охлаждения двигателя с помощью радиатора отопителя, установленного за панелью приборов. Воздух, проходя через люк, находящийся перед ветровым стеклом, нагревается в отопителе и поступает в салон. Поступление воздуха внутрь кузова происходит только на ходу автомобиля за счёт встречного потока. Вентилятор отопителя подаёт тёплый воздух только для обдува ветрового стекла. Задний откидной борт с помощью цепей в гофрированных чехлах из прорезиненной ткани может удерживаться в горизонтальном положении.
На автомобиле установлены два топливных бака: основной, ёмкостью 48 л под полом кузова, и дополнительный на 27 л бензина под сиденьем водителя. Замер количества топлива в основном баке производится с помощью указателя топлива на приборном щитке или, более точно, стержневым указателем. В дополнительном баке указателя уровня топлива нет. На автомобиле применено электрооборудование напряжением 12 в. До июля 1960 г положительный вывод аккумулятора соединялся с металлическими частями кузова (на "массу"). Освещение щитка приборов - наружное, двумя лампочками прикрытыми козырьками. Переключение света фар с ближнего на дальний и обратно выполняется с помощью ножного переключателя. Для дополнительного освещения дороги в ночное время служит поворотная фара-прожектор. Изменение направления света фары-прожектора при пристёгнутых боковинах дверей водитель осуществляет через клапан-вырез в боковине. Сзади кузова слева установлен один фонарь круглой формы с рассеивателем красного цвета (позже - два). Нижняя секция фонаря предначена для освещения номерного знака и габаритного света, верхняя - является стоп-сигналом. В задней части кузова установлены два пружинных бампера. На переднем бампере размещены буксирные крюки, а на последней поперечине рамы установлен фаркоп, благодаря которому ГАЗ-69 приспособлен для буксировки одноосного прицепа ГАЗ-704 грузоподъёмностью 500 кг (полная масса - 800 кг, позже - 850 кг). На хорошей шоссейной дороге ГАЗ-69 может буксировать даже два прицепа общей полной массой 1700 кг.
На автомобиле модификации ГАЗ-69М устанавливался двигатель рабочим объёмом 2111 см/куб с диаметром цилиндров 88 мм, имеющий нормальную степень сжатия 6,5 - 6,7 (мощность 62 - 65 л.с.) или повышенную степень сжатия 7,2 - 7,4 (мощностью 66 - 70 л.с.).
С конца 1954 г по решению правительства производство легковых вездеходов и прицепов к ним стало переводиться на Ульяновский автомобильный завод и в декабре там уже были собраны первые шесть ГАЗ-69. Через два года в 1956 г, после отработки технологии, началось серийное производство, только двигатели и колёса поступали из Горького. До этого времени машина параллельно выпускалась на двух заводах. Всего с 1952 по 1956 г в Горьком было выпущено 16 382 автомобиля модели ГАЗ-69. На Ульяновском автозаводе был объявнен конкурс на лучшее название ГАЗ-69, однако в Москве эту идею отвергли, а на переднем торце капота появилась выштамповка УАЗ, хотя по технической документации эти машины продолжали оставаться ГАЗ-69. С 1956 года ГАЗ-69 через внешнеторговое объёдинение "Автоэкспорт" стал поступать за рубеж и уже в 1959 г экспортировался в 22 страны мира. В последствии количество стран возрасло до 56. Также ГАЗ-69 нёс военную службу в армиях стран Варшавского договора. На основе советской технической документации в 1962 г было развёрнуто производство ГАЗ-69 на автомобильном заводе в г. Дыкчхоне в Китае. В 1969 году многие основные узлы и агрегаты ГАЗ-69 были модернизированы и машине присвоили новое обозначение ГАЗ-69-68.
По классификации для ралли и кроссов 1968 года ГАЗ-69 относился к VIII классу спортивных автомобилей, предназначенных для соревнований. В отличии от сегодняшних условий дистанция кроссов составляла от 30 до 100 км. По классификации 1972 года ГАЗ-69 относился уже к I классу спортивных грузовых автомобилей. В настоящее время ГАЗ-69 хотя и не принимает участия в спортивных соревнованиях, но продолжает пользоваться популярностью, как в восстановленном состоянии, так и в качестве объекта для тюнинга.
Краткие технические характеристики автомобиля ГАЗ-69:
Колёсная формула - 4х4
Снаряжённая масса - 1525 кг
Полная масса - 2175 кг
Вес без нагрузки, приходящийся на переднюю ось - 860 кг
Вес без нагрузки, приходящийся на заднюю ось - 665 кг
Вес с максимальной нагрузкой, приходящийся на переднюю ось - 940 кг (43 %)
Вес с максимальной нагрузкой, приходящийся на заднюю ось - 1235 кг (57 %)
Габариты: длина - 3850 мм; ширина 1730 мм (по кузову), 1850 мм (по запасному колесу); высота - 2030 мм (по тенту без нагрузки), 1920 мм (по тенту с нагрузкой)
База - 2300 мм
Колея передних и задних колёс - 1440 мм
Дорожный просвет - 210 мм
Углы свеса снаряжённого автомобиля: передний - 47 град, задний - 40 град
Углы свеса гружёного автомобиля: передний - 45 град, задний - 35 град
Наименьший радиус поворота: по следу наружного переднего колеса - 6 м, габаритный - 6,5 м
Максимальная скорость - 90 км/час
Среднетехническая скорость по дорогам с твёрдым покрытием - 45-50 км/час
Среднетехническая скорость по грунтовым дорогам - 35-40 км/час
Наибольший угол подъёма на твёрдом грунте - 30 град
Наибольший угол подъёма с прицепом полной массой 800 кг - 20 град
Наибольший допустимый боковой крен - 30 град
Глубина преодолеваемого брода - 500 мм (с подготовкой - 700 мм)
Рабочий объём двигателя - 2120 см/куб
Мощность - 55 л.с. при 3600 об/мин; 1967 г - 52 л.с.
Степень сжатия - 6,2-6,5
Ход поршня - 100 мм
Порядок работы цилиндров - 1 - 2 - 4 - 3
Карбюратор - К-22Д, однокамерный, балансированный, с падающим потоком и тройным распыливанием бензина
Применяемое топливо - бензин А-66, А-70
Коробка передач - 3-ступенчатая с синхронизаторами на 2 и 3 передачах
Номинальное напряжение в сети - 12 в
Аккумуляторная батарея - 6СТ-54, 6-СТ-54ЭМ
Стартер - СТ20 мощностью 1,2 л.с., с механическим принудительным включением через муфту свободного хода; СТ20Б мощностью 1,7 л.с.
Генератор - Г20, шунтовый, 12 в, 18 а; Г-108Б постоянного тока, двухполюсной, параллельного возбуждения
Реле-регулятор - РР20, РР12Б, РР24Г
Прерыватель-распределитель - Р23 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания - типа М12У/А-12У, М12/10
Фары - ФГ122-Б
Поворотная фара - ФГ16
Подфарники - ПФ10, совмещённые с указателем поворота
Фонари задние - ФП101-Б (правый) и ФП101 (левый)
Стеклоочиститель - СЛ201-А, с электроприводом
Средний расход топлива - 17-19 л/100 км
Средний расход топлива при работе с прицепом - 22 л/100 км
Запас хода по горючему - 400-450 км
Запас хода по горючему при работе с прицепом - 315-365 км
Тормозной путь со скорости 30 км/час - 6 м
Тормозной путь со скорости 70 км/час - 53 м
Шины - 6,50-16, модель Я13 с грунтозацепами
Рулевой механизм - глобоидальный червяк и двухгребневый ролик
Передаточные числа коробки передач:
          первая передача - 3,115
          вторая передача - 1,772
          третья передача - 1,0
          задних ход - 3,738
Передаточные числа раздаточной коробки:
          первая передача - 1,15
          вторая передача - 2,78
Главная передача - одинарная, пара конических шестерён со спиральным зубом
Передаточное число главной передачи - 5,125
Передаточное число рулевого механизма - 18,2
Число карданных валов - 3: промежуточный, задний и передний
Шарниры поворотных цапф - равных угловых скоростей, шариковые
Норма минимального пробега нового автомобиля до капитального ремонта - 75 000 км, 135 000 км - 1971 г
Норма минимального пробега для автомобиля прошедшего капитальный ремонт - 60 000 км
Норма амортизационного пробега - 255 тыс км
Некоторые модификации и модели созданные на базе автомобиля ГАЗ-69:
ГАЗ-69-68 - модифицированный
ГАЗ-69А - пятиместный, с четырьмя дверями и багажником
ГАЗ-69Б - почтовый сельский
ГАЗ-69ЛСД - санитарный фургон
ГАЗ-69М - с увеличенным диаметром цилиндров
ГАЗ-69рх - разведчик химический армейский
ГАЗ-69Т - токопривязчик армейский
ГАЗ-69Э - с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-19 - почтовый сельский с колёсной формулой 4Х2
ГАЗ-62 - опытный
АПА-12 - пусковой агрегат аэродромный
АТ-3 - аэровокзальный транспортёр
АТ-4 - аэровокзальный транспортёр
ГАЗ-46 (МАВ) - плавающий малый автомобиль
ДИМ - дорожный индукционный миноискатель
ЛФМ-ГПИ-29 (ЛФМ-1) ледово-фрезерная машина для подготовки взлётно-посадочных полос на ледовых аэродромах
ЛФМ-ГПИ-29А ледово-фрезерная-бурильная машина для подготовки взлётно-посадочных полос на ледовых аэродромах
"Малютка" - детский пожарный автонасос десткоюношеской пожарной команды пионерлагеры "Артек"
ПМГ-20(АНП-20) - автонасос пожарный
ПМГ-29(АЦПТ-20) - пожарный автомобиль
Р-104А - командно-штабная машина
Р-125 "Алфавит" - командно-штабная машина
РАФ-983-752 - технологический автопоезд для шахт и тоннелей
СВП-69М - автомобиль скорой ветеринарной помощи
Т-З-П - тротуароуборочная машина
Т-5 - подметально-уборочная машина
2П29 - боевая машина противотанкового ракетного комплекса 2К15 "Шмель"
У-104 - буровая установка
УАЗ-456 - опытный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-750. 1959 г.
В 1957 г был изготовлен опытный самосвал грузоподъёмностью 250 кг. Имелся также полугусеничный опытный вариант вездехода. В начале 60-х гг выпускался автомобиль с крановым оборудованием для производства погрузочно-разгрузочных работ грузоподъёмностью до 250 кг.
* В книге "Бронеавтомобиль БА-64 / Амфибия ГАЗ-011". Евгений Прочко. Изд "Цейхгауз". 2006 г - 26 августа 1953 года была начата подготовка к производству ГАЗ-69.
Источники информации:
"Устройство автомобилей". В. И. Анохин. Изд "Сельхозгид". 1953 г.
"Автомобиль ГАЗ-69".Н. А. Куняев. Изд ДОСААФ. Москва. 1956 г.
"Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам". В. Т. Горячев, П. С. Коротков, В. С. Перлин. Военное издательство министерства обороны союза ССР. Москва. 1956 г.
"Эксплуатация, техническое обслуживаание и ремонт автомобилей". Справочные материалы. В. И. Наумов, Н. Г. Сидоров, В. К. Сахаров. Изд "Машгиз". Москва, Ленинград. 1959 г.
"Автомобили УАЗ. Устройство, обслуживание и ремонт". Г. К. Шнейдер, И. А. Давыдов. Изд "Транспорт". Москва. 1965 г.
"Каталог запасных частей автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, УАЗ-450, УАЗ-450А и УАЗ-450Д". Ульяновский автомобильный завод. Изд "Машгиз". 1960 г.
"Тракторы и автомобили. Краткий справочник". Ю. А. Долматовский, И. И. Трепененков. Изд "Сельхозгиз". Москва. 1957 г.
"Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам". Д. В. Чабан. Воениздат, Москва. 1971 г.
"Симбирская УАЗва". А. Новиков. Журнал "Автотрак" №1 2004 г.
"Советский "Джип" пятидесятых". Е. Прочко. Журнал "Моделист-конструктор" №12 1996 г.
< < <к списку         на главную          дальше> > >